ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ: АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
Архив статей журнала
В рецензии обсуждается учебник «Страны Востока во внешней политике России», посвященный рассмотрению в исторической ретроспективе роли и места стран Востока во внешней политике России, а также двусторонних отношений России с отдельными странами и регионами афро-азиатского мира в условиях формирования многополярного мира.
Австралия традиционно проявляет серьёзный интерес к Восточному Тимору. В основе этого интереса лежит богатая залежами нефти и природного газа акватория Тиморского моря. После отделения Восточного Тимора от Португалии в 1975 г. проблема Тиморского моря обострилась. Дело в том, что в водах и портах независимого нового государства могли появиться корабли ВМФ СССР и КНР, что потенциально «разрезало» американскую систему союзов в Юго-Восточной Азии и Океании. Желание Соединенных Штатов контролировать акваторию Тиморского моря стало одной из основных причин индонезийской оккупации Восточного Тимора в середине 1970-х гг. По этой причине администрация Джеральда Форда дала «зеленый свет» президенту Сухарто на вторжение, а затем закрыла глаза, когда индонезийские вооруженные силы учинили геноцид. В конце 1990-х гг. Австралия изменила отношение к восточнотиморской проблеме на противоположное. Канберра оказалась во главе миротворческих сил в 1999 г. Причиной были соображения идеологического и прагматического характера, которые рассмотрены в представленной статье.
В статье рассматривается процесс оказания Китаем гуманитарной помощи в противодействии пандемии COVID-19 государствам Океании, имеющим с ним дипломатические отношения. Автором последовательно изучены составляющие этой помощи: передача средств индивидуальной защиты, расходных материалов, медицинского оборудования, экспертно-консультативная поддержка, финансовое содействие, пожертвование партий вакцины. Далее, выделены характерные черты в действиях китайской стороны и отмечены факторы, определяющие ее политику.
В статье проводится оценка состояния и перспектив филиппинской трудовой миграции на российский Дальний Восток как фактора развития отношений между Республикой Филиппины и Российской Федерацией. Выявлены и проанализированы особенности испанского колониального наследия, оказывающего влияние на формирование демографической и, как следствие, миграционной политики Республики Филиппины. Подробно освещены институционально-нормативные механизмы, посредством которых осуществляется трудовая миграция, в частности, роль спонсорской визы в ее стимулировании. Раскрыты предпосылки и потенциал активизации сотрудничества между Россией и Филиппинами в сфере трудовой миграции, определены ключевые факторы заинтересованности сторон в том, чтобы превратить это направление в основную движущую силу укрепления связей между двумя странами с эффектом мультипликатора для каждой из них. Кабинетные исследования автора дополнены ее собственными полевыми наработками, что выразилось в проведении серии интервью с гражданами Республики Филиппины, работающими в Российской Федерации. Поскольку тема российско-филиппинских отношений не рассматривалась именно с такого исследовательского ракурса, новизна, оригинальность и практическая значимость проведенного исследования представляются очевидными.
После выборов 2020 г. в США президентом стал Джозеф Байден, взявший на вооружение лозунг «Америка вернулась!», подразумевавший обновление и развитие традиционных связей США с союзниками. Данный подход был призван компенсировать изоляционистские меры администрации Трампа, которые привели к ослаблению присутствия США в международных организациях и поставили под удар взаимодействие даже с такими традиционными союзниками Вашингтона как европейские страны. В то же время, в отношении стран Юго-Восточной Азии, в частности, Таиланда, уже при Трампе делался упор на экономическое сотрудничество без акцента на продвижение демократии, что позволило возобновить общение после проседания, вызванного переворотом 2014 г. При Байдене рациональный подход не только сохранился, но и получил своё развитие в интенсификации взаимных визитов на высоком уровне и подписании важных документов, институционализирующих дальнейшее укрепление связей между странами