ISSN 1561-9443 · EISSN 1561-9451
Языки: ru · en

ИЗВЕСТИЯ АЛТАЙСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА

Архив статей журнала

Участие сибирского казачества в обеспечении интересов России в Средней Азии в первой половине XIX в. (2024)
Выпуск: № 2 (136) (2024)
Авторы: Прохоров Игорь Русланович

Статья посвящена анализу роли сибирского казачества во внешней политике России в Средней Азии в первой половине ХК в. Выгодное географическое положение северо-востока Казахской степи позволяло России рассчитывать на успех в конкурентной экономической борьбе с другими европейскими странами за рынки сбыта. Речь шла в первую очередь о торговом соперничестве с Англией — первым конкурентом России в Средней Азии. Преимущество России заключалось в том, что только она могла вести сухопутную торговлю с внутрикон-тинентальными районами Китая и Индии, Бухарой, Кокандом, Хивой. Россия еще со времен Петра I взяла курс на караванную торговлю со Средней Азией через территорию Казахстана, считая его «воротами в Азию». С постройкой новой Ишимской пограничной линии Коллегия иностранных дел впервые предложила Сенату Российской империи пропускать караваны из Троицка в Семипалатинск вблизи новых укреплений, то есть по северо-восточному Казахстану. Сибирские казаки сыграли решающую роль в развитии и упрочении внутриконтинентальной торговли России со странами Средней Азии и Китаем. Казаки охраняли караваны и купцов, возводили опорные пункты торговли и российской администрации в Казахской степи. Они стали основной движущей силой реализации положений «Устава о сибирских киргизах». Расположенные в Казахской степи казачьи станицы и поселки позволили прекратить вмешательства среднеазиатских государств в жизнь казахов, обеспечили мирное развитие казахских земель под властью России. Вместе с тем на начальном этапе устройство казачьих поселений в степи и последовавшие за этим вооруженные столкновения казаков с казахами стали поводом к восстанию султана Кенесары Касымова.

Сохранить в закладках
Влияние аккультурации на формирование минойской цивилизации (2024)
Выпуск: № 2 (136) (2024)
Авторы: Пивень Павел Владиславович, Ушакова Елена Владимировна

В статье рассматриваются вопросы, связанные с формированием минойской цивилизации. На основе данных археологии, палеогенетики, лингвистики, исторической географии были сделаны выводы о том, что развитие минойской цивилизации следует рассматривать в контексте аккультурации доиндоевропейского субстрата двумя волнами индоевропейцев со сменой господствовавших этнических групп. Было показано, что ее формирование можно разделить на три основных этапа, связанных с различными волнами мигрантов: доиндоевропей-ский, индоевропейский I Раннедворцового периода, связанный с лувийцами-ликийцами, и индоевропейский II Новодворцового периода, связанный с носителями, близкими к винковацкой культуре. На основе рассмотренного материала были сделаны выводы о том, что аккультурация могла иметь первостепенное значение в формировании минойской культуры ввиду полиэтничности Крита и специфики становления минойской талассократии. Приводятся обоснования, что словарь линейного письма А мог быть в основе индоевропейским, но обогащенным заимствованиями из других языков.

Сохранить в закладках
Формирование норвежской национальной идентичности в период датско-норвежской унии (1536-1814 гг.) (2024)
Выпуск: № 2 (136) (2024)
Авторы: Мартыненко Владислав Олегович, Чернышов Юрий Георгиевич

В статье рассмотрены различные подходы к вопросу о формировании национальной идентичности в Норвегии. Отмечается, что сложный путь формирования идентичности вряд ли можно описать с помощью какого-то одностороннего подхода. В разные периоды на первый план выходили разные факторы. На примере развития этой страны, которая в 1536-1814 гг. находилась в политической, социально-экономической и культурной зависимости от Дании, выявлены предпосылки генезиса национальной идентичности. Фактор доминирующего государства над не ассимилировавшейся общностью норвежцев, имевшей собственные интересы, играл главенствующую роль. К концу XVIII — началу XIX в. Норвегия от совместной унии уже не получала выгод. В это время постепенно формировалось национальное самосознание, происходила дифференциация от датчан, хотя, как правило, это не принимало форму острого политического противостояния. Для полного формирования национальной идентичности необходимо было создание собственного суверенного государства и принятие конституции, что и произошло в 1814 г.

Сохранить в закладках
Отражение культа утки в мифе и ритуале башкир (2024)
Выпуск: № 2 (136) (2024)
Авторы: Илимбетова Азалия Фаттаховна

Статья посвящена образу утки — одному из ключевых орнитоморфных символов в мифоритуальной традиции башкир. В башкирском народном творчестве утка изображается как птица, обладающая человеческой речью, способная перевоплощаться в человека и вести человеческий образ жизни. В эпосе «Урал-батыр» и «Акбузат» имеются образы утки-праматери и родоначальницы башкир. В сказочной прозе, поверьях и бытовых традициях башкир утка как божественное существо фигурирует в роли покровительницы и защитницы людей. Наличие в родоплеменной номенклатуре башкир родовых подразделений «вйрэк» («утка») и «сврэгэй» («чирок») свидетельствует о существовании у древних башкир веры в происхождение отдельных групп людей от мифической утки-прародительницы. В религиозно-мифологических представлениях башкир имеются пережитки табуиро-вания утки. В декоративно-прикладном искусстве башкир образ утки обладает обережно-охранительными функциями. В устных рассказах и суевериях башкир обнаруживаются рудименты представлений об утке как о воплощении души человека, духа горы и озера, хозяина дома, скота, клада, богатства, живой и мертвой воды. В эпосе «Урал-батыр», «Акбузат» и космогонических легендах башкир просматриваются связи мифической утки с солярно-лунарными культами, она олицетворяет небесные светила — солнце и луну. В них утка выступает в роли демиурга и культурного героя, творца земной тверди.

Сохранить в закладках