Архив статей журнала
Введение. В статье исследуется развитие института государственночастного партнерства в России, США, Франции и Японии, акцентируя внимание на ключевых особенностях правовых систем данных стран и их влиянии на реализацию масштабных инфраструктурных проектов. В исследовании подчеркивается существенная роль гармонизации нормативно-правовой базы для успешного развития государственно-частного партнерства, что требует учета интересов как государственного, так и частного сектора.
Материалы и методы. Исследование базируется на таких общенаучных и специальных методах, как: классификация, анализ, синтез, сравнительно-правовой метод, системно-структурный метод, технико-юридический метод, анализе OSINT и изучении казуального права, применяемого в регулировании государственно-частного партнерства
Результаты исследования. В работе выявлены основные характеристики и различия правового регулирования государственно-частного партнерства в правовых системах России, США, Франции и Японии. Основу российской нормативно-правовой базы, регулирующей государственно-частное партнерство, составляют федеральный закон от 30.12.1995 № 225-ФЗ «О соглашениях о разделе продукции», федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» и федеральный закон от 13.07.2015 № 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Также следует отметить и федеральный закон от 01.04.2022 № 75-ФЗ «О соглашениях, заключаемых при осуществлении геологического изучения, разведки и добычи углеводородного сырья, и о внесении изменения в Закон Российской Федерации «О недрах», который, на взгляд автора, вводит новую «квазиформу» ГЧП в нефтегазовой отрасли. Данные федеральные законы устанавливают правовые основы для реализации проектов ГЧП, определяют формы взаимодействия публичных и частных партнеров, а также регулируют порядок заключения, исполнения и прекращения соответствующих соглашений. Однако, несмотря на развитие существующей нормативно-правовой базы, в российской практике реализации проектов ГЧП существуют определенные недостатки. Прежде всего к ним следует отнести следующие: наличие несоответствий регионального правового регулирования ГЧП федеральному регулированию: наряду с федеральными законами, в субъектах Российской Федерации действуют собственные нормативные акты, регулирующие ГЧП, что может приводить к правовой фрагментации и затруднять унификацию правовых подходов к данному институту; - высокие трансакционные издержки: сложность и длительность процедур согласования и реализации проектов ГЧП увеличивают издержки для участников; - отсутствие координирующей структуры на федеральном уровне: на текущий момент инфраструктурные проекты, реализуемые на базе ГЧП подлежат согласованию федеральным или региональным органом исполнительной власти, к ведению которого относится инфраструктурный проект, что может создавать различную практику реализации проектов схожей/смежной инфраструктуры. Вышеперечисленные недостатки усложняются достаточно частыми изменениями в законодательстве, что создает неопределенность и снижает привлекательность модели государственно-частного партнерства в российских инфраструктурных проектах для частных инвесторов. На этом фоне японская модель государственно-частного партнерства выделяется своей долгосрочной стратегической ориентацией и эффективным использованием модели «строительство-передача-собственность». Данная модель минимизирует налоговую нагрузку на частных партнеров, одновременно обеспечивая государственную собственность на объекты инфраструктуры, что делает проекты как экономически эффективными, так и социально значимыми. Во Франции, в свою очередь, несмотря на разнообразие моделей государственно-частного партнерства, правовое регулирование различных форм государственно-частного партнерства гармонизировано, а также существует четкое разделение между концессиями и контрактами государственно-частного партнерства.
Обсуждение и заключение. На основе проведенного анализа предложены рекомендации по совершенствованию правового регулирования государственно-частного партнерства в России. В их числе гармонизация регионального и федерального законодательства, снижение трансакционных издержек и развитие специальных экономических режимов, предусматривающих закрепление на законодательном уровне преференций, льгот и гарантий для частных (в том числе иностранных) инвесторов, участвующих в реализации крупных инфраструктурных мегапроектов на базе государственно-частного партнерства. Кроме того, особое внимание следует уделить созданию институциональной структуры для управления проектами, реализуемыми на базисе государственно-частного партнерства участников. Реализация вышеперечисленных мер позволит создать условия для привлечения частных инвестиций, повышения эффективности инфраструктурных проектов, реализуемых на базе государственно-частного партнерства.
Введение. В статье исследуется актуальная проблематика взаимоотношений двух стран в контексте современной внешнеполитической обстановки. Взаимоотношения между Россией и Китаем имеют огромное значение как для обеих стран, так и для мировой политической и экономической конъюнктуры в целом. Сотрудничество между этими двумя крупнейшими государствами играет важную роль в формировании многополярности на мировой арене, ослабляя униполярные тенденции. В статье анализируются основные аспекты сотрудничества между Россией и Китаем, составляющие их взаимовыгодных партнерских отношений, а также рассматриваются вызовы и перспективы, с которыми сталкиваются обе страны в условиях меняющейся геополитической ситуации. Особое внимание уделяется экономическим и политическим аспектам взаимодействия между Россией и Китаем, а также выявляются потенциальные пути укрепления и расширения сотрудничества в будущем.
Материалы и методы. Для анализа текущей динамики двусторонних отношений были использованы аналитические методы обработки статистических данных, предоставленных государственными органами Российской Федерации, а также метод зеркальной статистики с целью выявления позиции и доли России в географической структуре внешнеторговых партнеров Китая на основе информации, предоставленной государственной таможенной службой Китая. В работе также представлены данные, полученные путем экспертной оценки и проведения социальных опросов. Для проведения системного анализа авторы применяли методы индукции, дедукции, обобщения, синтеза, сравнения.
Результаты исследования. В ходе проведенного исследования был произведен анализ внешнеполитической повестки Российской Федерации и Китайской Народной Республики, выявлены сферы сотрудничества, представляющие наибольший взаимный интерес для двух стран - торговля, инвестиции, реализация совместных инфраструктурных, энергетических и иных проектов в реальном секторе экономике. Кроме того, авторы статьи проанализировали динамику и структуру двустороннего торгово-экономического сотрудничества России и Китая; были выявлены факторы прироста товарооборота, экспорта России в Китай и импорта России из Китая. Далее были рассмотрены крупнейшие российско-китайские инвестиционные проекты в области автомобилестроения, топливно-энергетического комплекса и инфраструктуры. В результате произведена оценка перспектив дальнейшего развития двусторонней торговли и совместных проектов в рассматриваемых областях. Проведен анализ полученных данных в рамках социологического опроса, позволяющий выявить наиболее востребованные направления сотрудничества двух стран, представляющие наибольший интерес для населения КНР в обозримом будущем, среди которых - создание новых транспортных коридоров в рамках сопряжения проектов «Один пояс, один путь» и Евразийского экономического союза.
Обсуждение и заключение. В повестке двустороннего взаимодействия России и Китая экономическое сотрудничество играет одну из ключевых ролей и имеет многогранный характер. Прогнозируемый экономический рост российско-китайского сотрудничества в 2024 году и в последующее время предполагает диверсификацию структуры двусторонней торговли и увеличение объемов предлагаемых товаров и услуг. В контексте данного прогноза особое внимание уделяется ориентации на возрастающий экспорт газа из России в Китай, что приводит к предполагаемому увеличению доли газовых поставок по сравнению с поставками нефти. Кроме того, важным фактором, способствующим стимулированию экономического роста, является увеличение объемов российского экспорта сельскохозяйственной продукции в Китай, а также развитие сотрудничества в сфере услуг. Для достижения еще более впечатляющих результатов экономического взаимодействия с восточным соседом России необходимо уделить внимание решению актуальных внешнеторговых задач структурного характера, а именно: работать над диверсификацией экспорта и повышением конкурентоспособности расширяющегося спектра товаров и услуг, поставляемых на азиатский рынок. Также необходимо обеспечить всесторонние меры поддержки перспективных для экспорта секторов производства и сферы услуг. Увеличение товарооборота между двумя странами стимулирует развитие инвестиционного партнерства и рост числа совместно реализуемых проектов в производственной и инфраструктурной областях, что, в свою очередь, создает условия для углубления межрегионального сотрудничества и формирования более предсказуемого и стабильного миропорядка в обозримом будущем.
Введение. В данном исследовании рассмотрены состояние и тенденции развития транспортной инфраструктуры России и Китая. Представлена практика реализации проектных инициатив по созданию объектов транспортной инфраструктуры в России и Китае, а также проанализирован опыт совместных трансграничных проектов, в том числе реализуемых на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) в целях выявления перспектив углубления российско-китайского сотрудничества.
Материалы и методы. В качестве материалов к исследованию были использованы российские и китайские официальные программные документы, аналитические отчеты и статистические данные Всемирного банка, агентства Global Infrastructure Hub, Национального центра ГЧП Китая (China Public-Private Partnerships Center), российского АНО «Национального центра развития ГЧП», российской платформы поддержки инфраструктурных проектов ROSINFRA, а также новостные источники российских и китайских СМИ.
Методика исследования основана на теоретическом и статистическом анализе особенностей развития инфраструктуры транспортного комплекса в рамках реализации национальных программ и стратегий развития России и Китая, а также при организации совместных трансграничных мегапроектов. В ходе выполнения исследования были использованы экспертные и опросные методы, а также методики компаративного анализа. Результаты исследования базируются на применении системного подхода и других научных методов познания, таких как метод группировки, обобщения, классификации, аналогии, сравнения, формализации. В исследовании также использованы описательные методы, основанные на сборе и изучении практических примеров реализации проектов по развитию транспортного комплекса в России и Китае.
Результаты исследования. Сравнив состояние транспортной инфраструктуры России и Китая и проведя социологический опрос на тему возможностей российско-китайского сотрудничества в области инфраструктурного комплекса, авторами было установлено, что инфраструктура транспортного сектора обладает наибольшей перспективой для укрепления сотрудничества обеих стран. Проведенный анализ ряда приоритетных совместных трансграничных проектов позволил выявить проблемы недостатка бюджетных средства и растущего усиления нагрузки на государственный бюджет при распределении расходов на финансирование инфраструктурных мегапроектов. В этой связи авторами был предложен механизм государственно-частного партнёрства (ГЧП) в качестве источника дополнительного финансирования для поддержания развития транспортной инфраструктуры, а также его использования для углубления двустороннего сотрудничества Китая и России в рамках реализации трансграничных инфраструктурных проектов.
Обсуждение и заключение. В ходе проведенного исследования было установлено, что потенциал сотрудничества России и Китая наблюдается в отношении реализации совместных инфраструктурных проектов, в частности развития отдельных транспортных отраслей. А одним из перспективных инструментов для развития отраслей транспорта России и Китая, а также обеспечения устойчивого роста экономик обеих стран может стать реализация трансграничных проектов. Исследование демонстрирует, что на текущий период у России и Китая уже сформировался опыт в области реализации совместных трансграничных проектов.
Однако при сохраняющейся нагрузке на государственный бюджет и сокращении бюджетных расходов на развитие инфраструктурного комплекса, что, как было установлено в рамках исследования, приводит к усилению проблемы инфраструктурного разрыва, необходимы дополнительные источники финансирования. В целях решения данной проблемы авторами был предложен формат ГЧП для реализации совместных трансграничных проектов. Авторами было выявлено, что взаимодействие между государствами с привлечением частных инвестиций может способствовать ускорению инноваций, повышению эффективности, а также углублению и расширению российско-китайского сотрудничества.