Архив статей журнала
Введение. В связи с нарастанием значения технологии искусственного интеллекта в высшем образовании актуализируется необходимость разработки методики применения преподавателями технологий ИИ в подготовке студенческих письменных работ, отвечающих всем установленным нормативным требованиям и правилам академической этики.
Материалы и методы. В июле 2024 г. автор на условиях конфиденциальности и анонимности провел групповое фокусированное интервью с семью экспертами из числа коллег в возрасте от 35 до 60 лет, работающих по социально-гуманитарному профилю не менее пяти лет в вузах г. Москвы и г. Уфы, а также педагогический эксперимент и онлайн-опрос 46 студентов-выпускников различных направлений обучения Башкирского государственного медицинского университета и Башкирского государственного педагогического университета в социальной сети «ВКонтакте» в возрасте от 22 до 25 лет, из которых 57,25% – женщины, 42,75% – мужчины, 93% составляют уроженцы Башкортостана.
Результаты исследования. Разработанная в ходе исследования авторская методика включает в себя следующие основные составляющие. Вначале научный руководитель определяет общее направление работы, перечень конкретных инструментов ИИ, ограничения использования ИИ, ответственность обучающегося и пр. В свою очередь обучающийся с помощью инструментов ИИ создает первую редакцию письменной работы с учетом того, что высока вероятность придумывания искусственной нейросетью фактов и источников. На заключительном этапе научный руководитель делает общую оценку содержания и формы письменной работы, вместе с обучающимся обсуждают достигнутый результат.
Обсуждение и заключение. В целом авторская методика позволяет интегрировать инструменты ИИ в классические аудиторные и внеуадиторные занятия при обязательном научном руководстве преподавателем-человеком.
Одним из основных региональных драйверов развития внутреннего туризма в нашей стране является Краснодарский край. С учетом стратегического развития индустрии до 2030 года имеет место существенный дефицит кадров для эффективного развития внутреннего туризма в Краснодарском крае. В результате можно сформулировать проблему исследования, обусловленную существенным разрывом между требованиями социально-экономического развития региона и существующим положением дел в сфере подготовки кадров для развития внутреннего туризма Краснодарского края.
Цель статьи: определить основные проблемы в процессе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае и сформулировать основные направления оптимизации данного процесса. Методологическая база исследования обусловливается использованием таких методов научного исследования, как изучение научной литературы, анализ, обобщение, описание.
Результаты исследования: определено, что в настоящее время кадровый дефицит в отрасли внутреннего туризма по различным оценкам составляет от 30% до 40%. При этом имеют место ряд существенных проблем в системе подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае как фактора социально-экономического развития региона. Соответственно, необходимо осуществлять коррекцию процесса подготовки кадров для развития внутреннего туризма в Краснодарском крае.
Ключевые выводы: необходимо пересмотреть учебные планы подготовки в сторону их практико-ориентированности с учетом развития цифровых технологий, совершенствовать профориентационную работу, активнее привлекать представителей работодателей к составлению учебных планов, а также текущей и промежуточной аттестации.
Использование технологий генеративного искусственного интеллекта в образовании обладает потенциалом революционизировать процессы обучения и оценивания образовательных результатов, персонализируя учебный процесс, обеспечивая немедленную обратную связь и улучшая общий опыт обучения.
Актуальность исследования обусловлена распространением технологий искусственного интеллекта, дефицитом практик формирующего оценивания учебных достижений в высшем образовании.
Постановка проблемы: существующие отечественные системы электронного обучения имеют ограниченный функционал, что затрудняет их использование в процессе формирующего тестирования.
Целью исследования является изучение возможности и эффективности использования технологий генеративного искусственного интеллекта в формирующем оценивании в высшем образовании.
Задачи исследования – рассмотреть теоретические основы использования инструментов генеративного искусственного интеллекта в оценивании знаний, умений и навыков, проанализировать собственный опыт применения больших языковых моделей в формирующем тестировании в вузе.
Методологическую основу исследования составляют анализ Интернет-ресурсов и литературных источников, методы математической статистики, синтез.
Результаты исследования: изучены возможности использования и эффективность технологий генеративного искусственного интеллекта в формирующем тестировании обучающихся вуза, проанализирован собственный опыт применения больших языковых моделей в формирующем тестировании, определены основные ограничения внедрения этих технологий в учебный процесс, даны рекомендации по организации формирующего тестирования с использованием больших языковых моделей.
Ключевые выводы: большие языковые модели могут быть интегрированы в учебный процесс для оценки формирующих и суммативных тестов, что позволит существенно снизить нагрузку на преподавателей, обеспечить более объективные результаты и, в конечном счете, повысить эффективность учебного процесса.
В статье рассматриваются основные проблемы актуальных российско-китайских отношений в сфере культурных обменов и высшего образования России и Китая. Цель исследования – выявление исторических истоков становления сотрудничества двух стран в области высшего образования, возможностей развития системы межкультурных коммуникаций сферы образования России и Китая в современных условиях. Методология исследования включает в себя анализ культурологической, исторической, региональной и социальной компонент. Сравниваются основные направления слияния культурных областей данных стран. Подробно исследуется сотрудничество РФ и КНР на современном этапе и перспективы его развития в области образования. Пристальное внимание направлено на улучшение учебного процесса и развития межкультурных связей. Это сотрудничество рассматривается на примере нескольких вузов России и Китая. Изучается опыт организации партнерств между университетами через призму современной российской образовательной практики. После проведенного анализа следуют выводы о дальнейших перспективах развития, учитывая их потребности. В результате исследования автор резюмирует, что, несмотря на постоянные изменения современной геополитической обстановки в мире, взаимоотношения стран остаются стабильно дипломатическими. Делая выводы, автор отмечает, что основной первоочередной задачей внешней политики России в отношении Китая является развитие дипломатии и взаимного общения между двумя граничащими государствами, и предлагает собственные варианты решения поставленных задач, связывая их с изменением Россией своего внешнеполитического курса и направлением его на сотрудничество с Китаем – лидером стран Восточной Азии. Данные выводы определяют стремление современного общества к достижению взаимопонимания в области межкультурных коммуникаций России и Китая.