СИБИРСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ
Архив статей журнала
Нелинейность, многоконтекстность и изменчивость современного мира находят свое отражение в политике, экономике, образовании и других сферах жизни человека. В ситуации разнообразия различных социальных сред и пространств, функционально-смысловой неопределенности различных контекстов большое значение приобретает транспрофессионализм педагога, его умение непрерывно развиваться, самостоятельно выстраивать взаимодействие с окружающим миром, проявляя свою агентность. Цель исследования - операционализация содержания понятия агентности педагога и его проявления как показателя развития лидерского потенциала с учетом происходящих изменений в современном мире. Методология. Трактовка сущности терминов «агентность» (agency) и «лидерский потенциал» педагога осуществлялась с использованием метода семантического анализа их содержания в отечественных и зарубежных источниках. Применение деятельностного и акмеологического подходов обусловлено необходимостью определения ключевого механизма реализации агентности педагога в сопоставлении значимых категорий (агентность, лидерство и менеджмент). Использовались общенаучные методы исследования: теоретический анализ и синтез, систематизация и обобщение научной литературы по теме исследования. Результаты исследования. В качестве основного механизма проявления агентности педагога предложен коннективизм (социальная поливалентность) как способность педагога находить и поддерживать условия, формы, пути и способы общения с представителями разных профессий, социальных групп и статусов, убеждений, возрастов для организации совместных акций, событий, продуктивной деятельности, что позволило установить ключевую роль агентности в развитии лидерского потенциала педагога - создание атмосферы сотрудничества в рамках образовательной организации и вне ее.
Усиление государственного сектора в сфере детского отдыха, изменение модели детства в условиях цифровой социализации оказывают влияние на содержание и формы подготовки педагогов к работе в детских лагерях. Анализ отечественного исторического опыта способствует уточнению теоретических и методических основ организации подготовки профессиональных педагогических кадров для центров детского отдыха и оздоровления, определению условий, оказывающих влияние на содержание и формы данного процесса. Цель статьи: на основе анализа становления и развития деятельности центров детского отдыха в России уточнить сущность и особенности подготовки кадров для центров детского отдыха и оздоровления. Методологическую основу исследования составляет совокупность историко-компаративистского (М. В. Богуславский, Г. Б. Корнетов), социокультурного (А. Г. Асмолов, Г. А. Кадочникова), а также системно-деятельностного подходов (А. Н. Леонтьев, Л. И. Новикова, С. Н. Рубинштейн). Результаты исследования. Предложена хронология эволюции подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления в России с 1920-х гг. по настоящее время. Дано определение и проанализированы основные компоненты подготовки педагогических кадров для центров отдыха и оздоровления (социальный заказ, квалификационные требования, взаимосвязи между всеми субъектами деятельности).