РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
Архив статей журнала
В последние несколько лет власти Китайской Народной Республики стали уделять все больше внимания развитию не только базового и высшего образования, но и тех сегментов обучения, которые ранее находились в тени. К ним можно отнести и сферу профессиональ-ного среднего и высшего образования. Вслед за увеличением спроса на специалистов технического профиля, ростом безработицы среди выпускников ВУЗов, стало очевидно, что необходимо диверсифицировать каналы обучения, предоставив трудоспособному населению выбирать более конкурентоспособные направления. За прошедшие пять лет была проделана большая работа по совершенствованию работы всей системы профессионального образования и популяризации соответствующих специальностей среди молодежи и взрослого населения. Помимо роста и развития направления внутри страны, постепенно с наращиванием присутствия Китая на мировой арене, КНР начинает экспортировать свои образовательные услуги за рубеж. Примером таких проектов может послужить открытие так называемых Мастерских Лу Баня, созданных в честь известного китайского философа, инженера и ремесленника V в. до н.э., которые готовят современных специалистов, обладающих техническими навыками. В общей сложности Китай запустил за рубежом свыше 40 подобных мастерских с 70 различными современными специальнос-тями, где уже прошли обучение более 11 тыс. человек [Гунцзянь «И дай и лу»: гоуцзянь жэньлэй минъюнь гунтунти… 2023]. После успешного запуска мастерских Лу Баня, различные китайские профессиональные заведения стали открывать свои профильные мастерские, в том числе мастерские по развитию автомобильного транспорта, морского хозяйства, полиграфического дела и др. Экспорт профессионального образования охватывает как страны ШОС, так и участников инициативы «Один пояс/ один путь». Подобные проекты создают новую платформу для международного обмена и сотрудничества в сфере профессионального образования и способствуют продвижению гуманитарных обменов между Китаем и другими странами мира.