В настоящее время в нашей стране уделяется значительное внимание развитию туризма в различных его формах и видах. Известны и популярны в различных регионах РФ и, особенно в Крыму, социокультурные виды туризма. Социокультурный вид туризма охватывает культурно- познавательные, деловые, круизные и некоторые иные аспекты туристической деятельности специалистов. Для обеспечения гармоничного и эффективного развития различных видов туризма необходимо вовлечения специалистов и организаций различного функционального профиля. Эффективность инвестиций в развитие туризма в целом и его различных видов влечёт за собой необходимость проведения исследований и оптимизации функциональной и территориальной структуры социокультурных видов этого бизнеса.
Статья посвящена иммерсионным экскурсиям и применению виртуальной реальности, как инновационной форме экскурсионных услуг. Проанализированы работы, посвященные исследованию иммерсивных экскурсий, рассмотрены их особенности и проявления, а также технологии иммерсивных экскурсий. Обозначены особенности и сгруппированы виды иммерсивных экскурсий по форме постановки и тематике. На основе поисковых запросов в системе «Яндекс» изучены динамика и географическое распределение интереса к иммерсивным экскурсиям в регионах России. В работе осуществлен опрос на предмет предпочтений элементов и тематики экскурсий. По результатам оценки анкетирования выявили: интерес к инновационным формам экскурсий; предпочтительные элементы иммерсивности; факторы, влияющие на выбор экскурсии; а также тематические предпочтения потребителей данной услуги. Выявлены конкурентные преимущества и перспективы иммерсивного формата.