Архив статей

РОЛЬ ОБМЕНА ЗНАНИЯМИ МЕЖДУ ПЕДАГОГАМИ В ПОВЫШЕНИИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (2024)
Выпуск: № 3 (60) (2024)
Авторы: Селиванова Елена Анатольевна

Проблема исследования и обоснование ее актуальности. В научной статье обсуждается значимость внедрения инноваций в образовательный процесс. Отмечается, что в ряде школ снижается качество образования в результате неготовности коллективов осваивать новые технологии и методы педагогической работы. Утверждается, что вовлечение педагогов в процесс обмена знаниями позволит уменьшить данную проблему. Актуализируется невысокое стремление педагогов к профессиональному сотрудничеству, затрудняющему обмен знаниями и реализацию инноваций. Ставится цель исследования, предполагающая поиск оснований повышения результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации и обоснование роли обмена знаниями между педагогами для решения данной задачи. Анализ научной литературы способствует пониманию острой необходимости реализации инновационных процессов в современной общеобразовательной организации. Констатируется необходимость установления партнерских отношений в данном процессе. Выявляется роль обмена знаниями в повышении интеллектуального потенциала организации, указываются проблемы и способы их решения при интенсификации процесса обмена знаниями в школе. Методологическим основанием исследования выступают концептуальные положения синергического подхода, согласно которому командная работа дает значительно больший эффект нежели индивидуальные способы решения педагогических проблем. Результат исследования выражается в обосновании влияния обмена знаниями между педагогами на повышение результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Указываются элементы процесса обмена знаниями. Охарактеризованы наиболее перспективные для реализации педагогических инноваций формы, методы, средства и продукты процесса обмена знаниями. Представлены индивидуальные и командные способы реализации инновационной деятельности. Показаны применяемые для этого формы обмена знаниями между педагогами, используемые как внутри школьного коллектива, так и за его пределами, а также средства обмена знаниями и другие элементы этого процесса. Обозначены результаты инновационной деятельности, основанной на обмене знаниями между педагогами, среди которых научные публикации, новые проекты, методические разработки педагогов, их активность на цифровых платформах. Научная новизна исследования состоит в описании перспективных для реализации инноваций педагогических процессов. Обоснована роль обмена знаниями между педагогами в повышении результативности инновационной деятельности в общеобразовательной организации. Теоретическая значимость исследования выражена в возможности обогащения представленных в научной литературе форм, методов и средств, обеспечивающих непрерывное профессиональное развитие педагогов. Практическая значимость публикации состоит в том, что описанные элементы обмена знаниями могут внедряться в системы внутриорганизационного обучения школьных коллективов, учреждения дополнительного образования педагогов, центры непрерывного повышения профессионального мастерства учителей.

Сохранить в закладках