В статье раскрывается содержание современного этапа энергетического сотрудничества Китая с иностранными государствами, которое является одним из важных элементов его внешнеполитической стратегии. Эта стратегия, в свою очередь, направлена на укрепление энергетической безопасности Китайской Народной Республики, ее технологического лидерства и геополитического влияния в условиях глобальных трансформаций. Особое внимание в статье уделяется влиянию геополитических и экономических приоритетов внешней политики Китая на энергетические аспекты среды обитания жизни в означенной стране. Детально уточняется мера и степень их воздействия на энергетическую сферу Китая. Необходимость комплексного подхода к изучению многоуровнего взаимодействия Китая с развитыми и развивающимися странами в значительной степени предопределила тип, направленность и характер исследования. В нем использованы геополитический и системный методы с учетом национальных интересов и внешнеполитических приоритетов Китая. В основу исследования положен большой документальный материал: статистические данные, руководящие документы Коммунистической партии и правительства Китая, многочисленные научные издания. Подводя итоги проведенному исследованию, можно отметить, что Китай системно диверсифицирует источники импорта традиционных энергоресурсов, активно экспортирует зеленые технологии и создает альтернативные институты сотрудничества. Это позволяет КНР снижать зависимость от экономической политики Запада и укреплять свои позиции на глобальном энергетическом рынке. Китайское политическое руководство уделяет особое внимание роли мягкой силы в продвижении климатической повестки. Практика мягкой силы способствует формированию позитивного имиджа Китая в структуре мирового сообщества. Он выступает как один из глобальных лидеров энергетического перехода. Основными препятствиями для реализации энергетических целей и задач внешнеполитического курса Китайской Народной Республики в условиях глобальной нестабильности являются острая конкуренция Китая со странами Запада, экологические проблемы и высокая долговая нагрузка в ряде развивающихся стран, с которыми КНР взаимодействует в энергетической сфере.
В данной статье представлен анализ особенностей употребления термина «Глобальный Юг» в дискурсе БРИКС. Цель исследования заключается в оценке возможности формирования единого подхода к концепции «Глобального Юга» в рамках БРИКС.
В исследовании используются метод оценки эффективности дискурса, разработанный ученым Академии общественных наук КНР Юэ Шэнсуном, а также элементы дискурс-анализа и историко-генетического метода. Метод Юэ Шэнсуна позволяет моделировать процесс конкуренции государства-лидера и возвышающихся держав в дискурсивной системе. Применение означенного метода обусловлено необходимостью выявить потенциал стран БРИКС в качестве новых акторов в концептуализации «Глобального Юга». Элементы дискурс-анализа проявляются в определении подходов стран БРИКС к Глобальному Югу на базе текстов деклараций по итогам саммитов объединения. Историко-генетический метод используется для выявления причин появления новых интерпретаций понятия «Глобальный Юг» в исторической перспективе. В результате проведенного исследования было выявлено, что в настоящее время единый подход стран БРИКС к определению «Глобального Юга» еще не сформирован. Страны объединения БРИКС предлагают различные варианты его концептуализации. В статье выделяются три основных подхода к интерпретации понятия «Глобальный Юг». Воспроизводство термина в дискурсе БРИКС будет зависеть от политической воли Бразилии, Индии и ЮАР, заинтересованных в актуализации повестки «Глобального Юга», согласования общей позиции стран объединения по конкретизации содержания указанной повестки для ее дальнейшего международного продвижения от имени объединения.
В статье рассматриваются основные концепции и инициативы Китая в области глобального управления океаном. Отмечается, что в настоящее время идея глобального управления занимает ключевое место во внешнеполитической деятельности Китайской Народной Республики и ее позиционировании себя на мировой арене. Политика Китая отражает его ответственный подход к решению мировых проблем и стремление к лидерству на рынке глобальных общественных благ. В этом процессе важное место занимает реализация идеи глобального управления океаном. Ее суть заключается в призыве КНР к сплочению различных стран для решения глобальных проблем Мирового океана. В статье рассматриваются основные концепции, связанные с глобальным управлением океаном: морское сообщество единой судьбы, морская экологическая цивилизация, а также важные проекты по сотрудничеству на море - Морской Шелковый путь и голубое партнерство. Соответственно, цель исследования заключается в анализе концепций и инициатив Китая в области глобального управления океаном. По результатам анализа эмпирического материала в статье дается оценка вклада Китая в мировое развитие.
Настоящая статья содержит ответ на вопрос, как китайский политический класс заново «придумывает» Арктику для того, чтобы: 1) консолидировать полярные концепты собственного населения; 2) манифестировать особые права Китая на Крайний Север для того, чтобы оспорить существующие арктические иерархии в сфере международных отношений. Цель работы - исследование доктринальных усилий китайских властей, направленных на продвижение интересов Китая в полярном регионе; выявление того, как Китай получает свободу действий в Арктике в «постфевральском» мире. Научная новизна: статья ставит под сомнение общепринятый тезис о том, что всеобъемлющий подход Пекина к полярному мегарегиону основан на принятой Китаем в 2018 году «Белой книге Арктики». Для того чтобы приблизиться к лучшему пониманию арктической политики Пекина, автор исследует ее малоизученный аспект - идеологическое творчество китайской политической и интеллектуальной элиты на культурной и географической почве Крайнего Севера. Материалы и методы: официальные документы КНР, тексты выступлений китайских чиновников и экспертов, данные, полученные из «первых рук» от китайских специалистов во время работы в университетах Шанхая в 2014 и 2023 годы.
В качестве теоретических ориентиров, позволяющих понять новые аспекты китайской арктической политики, в настоящей статье используются познавательные модели конструктивизма и «критической геополитики». Результаты исследования. Идеологическое творчество китайских ученых, чиновников и военных подготовило официальные полярные доктрины и стратегии Китая, включая «Белую книгу Арктики». Российско-украинский конфликт, открывший в мировой политике эпоху «пост-февраля», стал моментом «стратегической возможности» для КНР. Готовность Москвы бросить вызов международному порядку делают ее естественным союзником Китая в Арктике.
В статье рассматриваются особенности цивилизационной составляющей геополитического курса государства. Она исключительно значима в наши дни, когда глобальная политическая конкуренция достигла небывалого накала. Следовательно, возникает вопрос о геополитическом статусе ее участников. Автор на основании методологии цивилизационной геополитики делает вывод об уникальности геоцивилизационного положения России и наличии цивилизационных вызовов ее функционированию и существованию. Акцентируется внимание на проблеме конкуренции, противоборства цивилизаций как наименее проработанной в современном научном дискурсе и пытается показать, какие геоцивилизационные вызовы для России и ее исторических устоев существуют по периметру границ - на Западе, Юге и Востоке со стороны соседних цивилизаций. Цель исследования заключается также в том, чтобы определить признаки возможной цивилизационной экспансии в Россию извне. Исследование базируется на сложившихся цивилизационно-геополитических подходах, основанных на классических построениях Н. Данилевского, О. Шпенглера, А. Тойнби, С. Хантингтона, Н. Моисеева. В их исследованиях выявляются локально-культурные идентификационные сообщества в их развитии и цивилизационно-культурном взаимодействии. В настоящей статье уделяется внимание экспансии вовне как свойству, имманентно присущему геоцивилизации. Это свойство, заложенное в изначальную природу геоцивилизации, проявляется в давлении/попытках давления на соседнюю геоцивилизацию, в использовании ее слабостей. В зависимости от вида слабости применяется та или иная форма экспансии - политическая, экономическая, демографическая, духовно-культурная и др. Любой из перечисленных видов экспансии осуществляется той или иной геоцивилизацией с единственной целью: укрепить свое влияние на соседнюю геоцивилизацию и установить частичный или полный контроль над ней. Экспансия одной геоцивилизации в сферу существования другой может осуществляться посредством применения силовых, военных средств. В истории взаимного противоборства геоцивилизаций выделяется особая роль государств-лидеров цивилизационно-культурной общности. Автор полагает, что в современной типологии войн отдельное место можно отвести межцивилизационным войнам, которых история человечества знает немало (завоевательные походы Александра Македонского, войны Древнего Рима по устройству мирового порядка Pax Romana («мир по-римски»), крестовые походы и др. Особое внимание в настоящей статье уделяется вопросам геоцивилизационной безопасности.
В начале 2020-х годов между Россией и Индией наблюдалось снижение торговых связей в сфере военно-технического сотрудничества. Данная статья содержит анализ влияния политических процессов на динамику военно-технического сотрудничества между Россией и Индией в начале 2020-х годов. В статье рассматриваются как внешние, так и внутренние факторы, влияющие на оборонное сотрудничество между означенными странами. Особое внимание уделяется изменениям в военно-политической обстановке, сложившейся вокруг Индии, а также внутриполитическим тенденциям, таким как стремление к автономии и хеджированию рисков для собственной оборонной отрасли. Для достижения цели исследования используется неоклассический реализм как основная теоретическая парадигма. Она позволяет анализировать внешнеполитические действия государств на пересечении системного и внутриполитического уровней. В статье также практикуется оборонительный реализм в трактовке К. Уолтца и С. Уолта. Он способствует анализу соотношения материальных потенциалов и оценки угроз. Основным методом исследования является анализ заявлений официальных лиц, статистики поставок вооружений. Он позволяет взаимно соотнести количественные и качественные показатели. Результаты исследования показывают, что снижение военно-технического сотрудничества между Россией и Индией обусловлено рядом факторов системного и конъюнктурного характера. Нарастание индийско-китайских и индийско-пакистанских противоречий сопутствует недоверию к российско-китайскому сближению, ускоряя процесс переориентации Индии на западные страны. Данная тенденция совмещается с начатыми в Индии в 2010-х годах долгосрочными программами развития национального производства, а также стремлением снизить уязвимость страны от возможных санкций за сотрудничество с Россией. Итак, в российско-индийских отношениях наблюдаются кризисные тенденции. Однако Россия и Индия продолжают рассматривать друг друга как долгосрочных партнеров в сфере обороны. Сотрудничество двух стран осуществляется благодаря их общим стратегическим интересам и долгосрочным совместным проектам, нацеленным на создание полицентрического порядка. Следует добавить, что в Индии наличествует значительная доля российского военно-промышленного комплекса. Причем экспорт высокотехнологических товаров из России в Индию возрастает со времени возникновения геополитического конфликта на Украине.
Формирование американо-мексиканской границы можно охарактеризовать как противоречивый, сложный процесс и для Соединенных Штатов, и для Мексики. До обретения Мексикой независимости США граничили с Испанской империей, которая, в свою очередь, не была заинтересована в том, чтобы сделать своими северными территориями мексиканские земли. У Испании не было такой интенции ввиду ее климатических особенностей. Отсутствие должной вовлеченности со стороны Испании в развитии данной колонии повлекло за собой приток другого актора, более деятельного, а именно - США. В исследование мы рассматриваем истоки американо-мексиканских отношений. Были изучены ключевые события с помощью исторического метода, метода контент-анализа и ивент-анализа и проведены работы с документами. Для понимания современного политического контекста во взаимоотношениях двух государств анализируется широкая юридическая база (на примере договора Гуадалупе-Идальго, а также Трансконтинентального договора); проанализированы ключевые особенности, такие как обретение Мексикой независимости; американо-мексиканская война (1846-1848); присоединение Флориды и Техаса, которые повлияли на формирование американо-мексиканской границы. Изначально частно-колонизационный характер процесса заселения северных мексиканских территорий постепенно перерос в экспансию со стороны США. При этом в правительственных кругах находилось и немало противников данной политики, что впоследствии вылилось в военное столкновение внутри самих Соединенных Штатов. Исторические факты в контексте современных дискуссий, связанных с иммиграционной политикой и безопасностью, продолжают оказывать влияние на принятие внешнеполитических решений.
В статье раскрывается исторический опыт применения внутренних войск МГБ СССР по борьбе с украинскими националистическими бандформированиями в 1949 году. Основная цель исследования заключается в объективном освещении роли и места личного состава внутренних войск МГБ СССР в период борьбы с бандеровцами на Западной Украине, противодействии попыткам фальсификации истории участия войск правопорядка в охране общественного порядка, защите мирных жителей от произвола украинских националистов и добросовестного выполнения служебных обязанностей. В статье использованы методы исторического исследования: актуализации и периодизации, экстраполяции, историко-сравнительный, историко-критический, проблемно-хронологический. На основе архивных документов и документальных источников показаны особенности служебной деятельности личного состава внутренних войск МГБ СССР, оперативная обстановка на территории Западной Украины и результаты применения войсковых нарядов по борьбе с бандгруппами украинских националистов в целях обеспечения правопорядка в регионе.
В статье рассматриваются отдельные аспекты тюркской интеграции в регионе Центральной Евразии. На фактическом материале демонстрируется процесс правового и экономического сопряжения усилий Организации тюркских государств (ОТГ) по налаживанию взаимного сотрудничества. Выделяются позитивные моменты формирования сети международных транспортно-логистических коридоров. Вместе с тем показано восприятие сегодняшних планов экономической кооперации ОТГ другими участниками интеграционных процессов в обширном макрорегионе Центральной Евразии. Целью настоящего исследования является выявление происходящих интеграционных процессов в Центральной Евразии, особенно в части институционального становления и развития Организации тюркских государств. Этот процесс является неотъемлемой составляющей региональной геополитики. Его значение трудно переоценить. С ростом экономического, ресурсного, транзитно-логистического и трудового потенциала тюркских государств, увеличивается и их вес в мировой политике, а также роль, которую они играют в отношениях с мировыми державами. Правовая и экономическая составляющая тюркской интеграции раскрывают в сравнении совокупный экономический потенциал государств ОТГ и Евразийского экономического союза. В качестве важнейшего компонента рассматриваются, в том числе, новые альтернативные транспортно-транзитные маршруты, открывающие дополнительные пути доставки грузов по трансконтинентальным линиям между Европой и Азией. Отдельно показаны интересы ключевых внешних игроков - России, Китая, Ирана и Турции в процессе сопряжения евразийского и тюркского векторов. Суммируя результаты исследования, автор приходит к своему главному выводу: евразийский и тюркский векторы развития интеграции для государств - участников ОТГ и ЕАЭС являются взаимодополняемыми. Это позволяет избежать конфликтности и излишней конкуренции между бенефициарами процесса сопряжения обоих векторов. Исследование выстраивалось с опорой на количественный (анализ статистических данных), институциональный (роль интеграционных объединений в развитии экономической интеграции), структурно-функциональный (изучение интеграции как целостного явления в современных международных отношениях) методы. Системный подход способствует определению взаимосвязей основных элементов интеграционной системы в изменяющейся внешней среде. Указанные методы позволяют проанализировать специфические особенности и закономерности в развитии интеграционных процессов на территории евразийского континента, что способствует комплексному рассмотрению данной проблематики. Источниковой основой исследования послужили статистические и информационно-аналитические материалы, нормативные и служебные документы.
В современных международных отношениях все более четко выражается национально и культурно детерминированный подход государств к реализации своих интересов. В настоящее время на международной арене наблюдается своеобразный поединок стратегических культур, и часто доминация достигается не путем ведения прокси-войн, а реализацией стратегико-культурного потенциала в противостоянии глобальных проектов мирового порядка. Устойчивой стратегической культурой обладают великие державы, к которым безусловно относится и Китай. Китайская Народная Республика, будучи древней цивилизацией, использует в сфере международных отношений всевозможные национальные хитрости и особые подходы для достижения наиболее выгодных условий собственного существования. Основной моделью мирового порядка для Китайской Народной Республики стала концепция глобального управления. Сущность данной концепции можно резюмировать формулой: на базе «китайской мудрости» и китайского принципа гармонии цивилизации находятся не в конкуренции, а в партнерских отношениях, что позволяет обходиться без гегемонии и однополярного мира, формируя конструктивный миропорядок, отвечающий духу китайской национальной стратегической культуры. Цель данного исследования - изучить китайскую специфику построения глобального управления и ее интеграции в практику внешнеполитического курса КНР. Основными методами исследования являются анализ документов и кейс-стади, синергия которых позволяет выявить реализацию доктринальных оснований концепции глобального управления в практике китайской внешней политики. В результате было установлено, что построение сообщества единой судьбы человечества является основной концепцией дипломатической мысли Си Цзиньпина, а три основные глобальные инициативы представляют собой планы Китая по реализации концепции сообщества единой судьбы человечества и содействию реформированию и построению глобального управления. Реализация трех основных инициатив и содействие построению сообщества единой судьбы человечества - это грандиозный системный проект, отражающий гармонию китайской политической мысли и стратегической культуры. Стратегико-культурные основания китайской внешней политики предлагают миру объединение и безопасность, пусть даже они осуществляются в интересах Китая. Однако они приносят выгоду всем членам международного сообщества и разрешают конфликтные ситуации, избегая открытых военных противостояний.
Культурно-образовательный фактор давно стал необходимым инструментом внешней политики современных государств. Деятельность институтов внешней политики, занимающиеся непосредственной гуманитарной ее составляющей, выполняемые ими функции в рамках определенной компетенции - всё это составляет сферу международного гуманитарного сотрудничества. Турецкая Республика также уделяет большое внимание развитию этой части своей внешней политики. Методами институционального и функционального анализов в статье был проанализирован один из успешных инструментов внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - турецкий просветительский фонд Маариф (Türk Maarif Vakfı), основанный в 2016 году с целью развития образования за пределами Турции. Достаточно новый, но стремительно быстро набирающий вес инструмент внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - ответ на «гюленовские» учебные заведения. Де-факто, основная направленность «Маариф» - лоббирование закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру. Но на примере центральноазиатских стран видно, что появление школ, учебных комплексов Маариф в конкретной стране не обязательно приводит к закрытию «гюленовских» учреждений. Вышеотмеченные методы были дополнены методом контент-анализа при оценке динамики гуманитарного взаимодействия Анкары со странами региона. Так, большое внимание уделяется точным наукам, техническим специальностям, таким как робототехника, космонавтика и тому подобное. Несмотря на свой быстрый рост, фонду до сих пор сложно закрепиться в некоторых странах. В данной статье проведен анализ и рассмотрены уже достигнутые результаты учебных заведений фонда.
Синтез национализма, европеизма и атлантизма становится отличительной чертой современных восточноевропейских государств. Особое место в этом контексте занимает Румыния. Целью данной статьи является рассмотрение особенностей внешнеполитического курса Румынии с учетом его исторических особенностей и современного позиционирования. Изучение концептуальных и идеологических основ позволяет определить, как государство выстраивает внешнюю политику, а также предугадать некоторые шаги по реализации своих целей и интересов. Анализируется национальная составляющая, геополитические амбиции, а также европейское и атлантическое направления в современной перспективе. Особое внимание уделяется влиянию националистических и евроатлантических идей на формирование внешнеполитического курса страны, а также их роли в определении стратегических приоритетов и целей Румынии на международной арене. Среди использованных методов исследования особо значимы исторический и ретроспективный. Они служат для понимания генезиса основных внешнеполитических направлений. Востребован также контент-анализ документов, связанных в том числе и с политикой безопасности. Был также проведен обзор трудов, посвященных румынской внешнеполитической и геополитической мысли. Автор приходит к выводу, что на современное внешнеполитическое позиционирование государства оказал влияние исторический аспект, связанный с обретением независимости, сохранением государства и нации, а также необходимостью обеспечения безопасности и балансированием между великими державами.
В качестве ресурсов для достижения национальных целей были выбраны такие организации, как Европейский союз и НАТО. Статья представляет интерес для исследователей, занимающихся вопросами внешней политики Румынии, национализма и евроатлантической интеграции.