Архив статей

ТЮРКСКАЯ КООПЕРАЦИЯ КАК НОВЫЙ ФАКТОР ИНТЕГРАЦИИ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ (2025)
Выпуск: № 1 (858) (2025)
Авторы: ШАМИШЕВ ЕРЛАН ДАУРЕНОВИЧ

В статье рассматриваются отдельные аспекты тюркской интеграции в регионе Центральной Евразии. На фактическом материале демонстрируется процесс правового и экономического сопряжения усилий Организации тюркских государств (ОТГ) по налаживанию взаимного сотрудничества. Выделяются позитивные моменты формирования сети международных транспортно-логистических коридоров. Вместе с тем показано восприятие сегодняшних планов экономической кооперации ОТГ другими участниками интеграционных процессов в обширном макрорегионе Центральной Евразии. Целью настоящего исследования является выявление происходящих интеграционных процессов в Центральной Евразии, особенно в части институционального становления и развития Организации тюркских государств. Этот процесс является неотъемлемой составляющей региональной геополитики. Его значение трудно переоценить. С ростом экономического, ресурсного, транзитно-логистического и трудового потенциала тюркских государств, увеличивается и их вес в мировой политике, а также роль, которую они играют в отношениях с мировыми державами. Правовая и экономическая составляющая тюркской интеграции раскрывают в сравнении совокупный экономический потенциал государств ОТГ и Евразийского экономического союза. В качестве важнейшего компонента рассматриваются, в том числе, новые альтернативные транспортно-транзитные маршруты, открывающие дополнительные пути доставки грузов по трансконтинентальным линиям между Европой и Азией. Отдельно показаны интересы ключевых внешних игроков - России, Китая, Ирана и Турции в процессе сопряжения евразийского и тюркского векторов. Суммируя результаты исследования, автор приходит к своему главному выводу: евразийский и тюркский векторы развития интеграции для государств - участников ОТГ и ЕАЭС являются взаимодополняемыми. Это позволяет избежать конфликтности и излишней конкуренции между бенефициарами процесса сопряжения обоих векторов. Исследование выстраивалось с опорой на количественный (анализ статистических данных), институциональный (роль интеграционных объединений в развитии экономической интеграции), структурно-функциональный (изучение интеграции как целостного явления в современных международных отношениях) методы. Системный подход способствует определению взаимосвязей основных элементов интеграционной системы в изменяющейся внешней среде. Указанные методы позволяют проанализировать специфические особенности и закономерности в развитии интеграционных процессов на территории евразийского континента, что способствует комплексному рассмотрению данной проблематики. Источниковой основой исследования послужили статистические и информационно-аналитические материалы, нормативные и служебные документы.

Сохранить в закладках
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТУРЕЦКОГО ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО ФОНДА МААРИФ (НА ПРИМЕРЕ СТРАН ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ) (2025)
Выпуск: № 1 (858) (2025)
Авторы: ВЕЛИЕВА ЛАЛА ЭТИБАРОВНА

Культурно-образовательный фактор давно стал необходимым инструментом внешней политики современных государств. Деятельность институтов внешней политики, занимающиеся непосредственной гуманитарной ее составляющей, выполняемые ими функции в рамках определенной компетенции - всё это составляет сферу международного гуманитарного сотрудничества. Турецкая Республика также уделяет большое внимание развитию этой части своей внешней политики. Методами институционального и функционального анализов в статье был проанализирован один из успешных инструментов внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - турецкий просветительский фонд Маариф (Türk Maarif Vakfı), основанный в 2016 году с целью развития образования за пределами Турции. Достаточно новый, но стремительно быстро набирающий вес инструмент внешней гуманитарной политики Турецкой Республики - ответ на «гюленовские» учебные заведения. Де-факто, основная направленность «Маариф» - лоббирование закрытия или переподчинения школ, связанных с движением Ф. Гюлена по всему миру. Но на примере центральноазиатских стран видно, что появление школ, учебных комплексов Маариф в конкретной стране не обязательно приводит к закрытию «гюленовских» учреждений. Вышеотмеченные методы были дополнены методом контент-анализа при оценке динамики гуманитарного взаимодействия Анкары со странами региона. Так, большое внимание уделяется точным наукам, техническим специальностям, таким как робототехника, космонавтика и тому подобное. Несмотря на свой быстрый рост, фонду до сих пор сложно закрепиться в некоторых странах. В данной статье проведен анализ и рассмотрены уже достигнутые результаты учебных заведений фонда.

Сохранить в закладках