Архив статей журнала

ДАР МОНУМЕНТАЛИСТА. ЭСКИЗЫ К ХРАМОВЫМ РОСПИСЯМ НАТАЛИИ ГОНЧАРОВОЙ. 1915-Й И КОНЕЦ 1950-Х ГОДОВ (2022)
Выпуск: №1 (2022)
Авторы: Серова Галина

Статья посвящена исследованию четырех эскизов Наталии Гончаровой к росписям храма Троицы в Кугурештах (1915), построенного по проекту А. Щусева, и восьми эскизов конца 1950-х - начала 1960-х, предположительно созданных художницей для часовни в имении Л. Бенатова под Парижем. Заказ на роспись храма открывал художнице полноту возможностей по реализации авангардной программы неопримитивизма - выхода новой живописи к монументальному искусству, «одухотворению стен». Иконографическим образцом для ранних эскизов стали росписи Дионисия, известные Гончаровой по альбому В. Георгиевского. Восемь поздних эскизов ориентированы на церковное искусство модерна. Оба проекта остались нереализованными в силу исторических обстоятельств.

Сохранить в закладках
ХУДОЖЕСТВЕННО-КРИТИЧЕСКИЕ ВЗГЛЯДЫ А. А. КИСЕЛЁВА (ПО МАТЕРИАЛАМ ЖУРНАЛА "АРТИСТ" И АРХИВНЫМ ДОКУМЕНТАМ) (2022)
Выпуск: №1 (2022)
Авторы: ДАВЫДОВА ОЛЬГА СЕРГЕЕВНА

В статье анализируется историческая роль московского журнала «Артист» в процессе сложения новых художественно-критических ориентиров в русском искусстве 1880-1890-х годов. Выпуск журнала совпал с переходным этапом смены эстетических парадигм - постепенным отходом от социально ориентированного передвижнического реализма и зарождением новых поэтических принципов суждения об искусстве, получивших развитие в эпоху модерна. Эти тенденции прослеживаются на примере индивидуальных особенностей художественно-критического стиля А. А. Киселёва, являвшегося постоянным автором журнала и заведовавшего его художественным отделом. С целью контекстуального раскрытия темы привлечены документальные источники из личного архива Киселёва, многие из которых публикуются впервые.

Сохранить в закладках