Цель настоящей статьи - описать возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке исследователей сферы образования, обучающихся в магистратуре классического университета по программам международной академической мобильности.
Методология и методы. В процессе работы применялись полипарадигмальный, системный и междисциплинарный методологические подходы. Использовались элементы контент-анализа научно-педагогических источников на русском и английском языках. При обосновании методологии исследования автор опирался на принципы педагогической аксиологии, метод философской герменевтики и сравнительно-педагогический метод, позволяющий сопоставить специфику подготовки педагогов-исследователей в России и за рубежом. В эмпирической части исследования был задействован метод анкетирования.
Результаты исследования. Сравниваются интерпретации ключевых категорий полипарадигмального подхода (парадигма, парадигмальность, полипарадигмальность) в педагогике и других гуманитарных дисциплинах. Описана сущность теории множественности педагогических парадигм. Теоретическая и/или практическая значимость. Обоснована возможность применения полипарадигмального подхода к подготовке иностранных педагогов-исследователей в магистратуре классического университета. На примере образовательных практик факультета педагогического образования МГУ им. М. В. Ломоносова представлен опыт применения полипарадигмального подхода в контексте формирования готовности магистрантов из Китая к проведению прикладных исследований в сфере образования.
Выводы. Опора на методологические принципы полипарадигмального подхода в практике подготовки зарубежных магистрантов-будущих исследователей сферы образования позволяет успешно формировать специальные (исследовательские) и универсальные (метапредметные) компетенции обучающихся; создаёт основу для обеспечения фундаментальности педагогического образования в условиях классического университета; способствует становлению традиционных нравственных ценностей магистрантов; повышает мотивацию к участию в педагогических исследованиях.
Цель статьи. Определить педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования.
Методология и методы исследования. Базой научной работы явились концептуальные положения различных подходов (процессного, системного и компетентностного). Результаты исследования основывались на теоретическом анализе научной педагогической литературы, при использовании методов сравнительного анализа и синтеза были получены новые знания в области цифровизации высшего образования. Информационная база исследования представлена положениями нормативных документов в сфере высшего образования Российской Федерации.
Результаты. В статье раскрыты характерные признаки процесса цифровизации высшего образования, определены педагогические эффекты для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Полученные результаты позволят преподавателям вузов осуществлять подготовку квалифицированных кадров для решения задач цифровой экономики.
Теоретическая и/или практическая значимость. Научная новизна исследования включает определение характерных признаков процесса цифровизации высшего образования и установление типологизации педагогических эффектов для студентов поколения Z в процессе обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования. Теоретическая значимость исследования заключается в уточнении компонентов процесса обучения в вузе в условиях цифровизации высшего образования и определении понятия педагогического эффекта для студентов как результата профессионального и личностного развития обучающихся посредством внедрения в процесс обучения цифровых инструментов. Результаты исследования могут быть использованы в практической деятельности преподавателей вуза в части организации процесса обучения по изучению учебных дисциплин.
Выводы. Вопросы цифровизации высшего образования являются сегодня актуальными и востребованными и требуют дальнейшего детального изучения с участием административных структур вуза, государства и представителей бизнеса.
Цель статьи заключается в раскрытии ценностных стратегий как концептуальных основ целостного педагогического коллектива школы, направленного на организацию, управление и реализацию предметно-воспитывающей функции образования и выявление проблем и перспектив его развития с целью формирования гражданской идентичности у обучающихся.
Методы. В исследовании использовалась информация из научных источников и нормативных документов по теме работы, применялись теоретические методы анализа и обобщения, а также аналитико-статистические методы квалиметрии в процессе экстраполяции и логического сравнения информации.
Научная новизна заключается в выявлении ценностей воспитания и обучения для профессионального развития целостного педагогического коллектива, а также в уточнении наиболее значимых аксиологических концептов как ориентиров учебно-образовательного единства в командной работе педагогического коллектива. Практическая значимость предполагает реализацию выявленных аксиологических стратегий единства обучения и воспитания, консолидирующих деятельность педагогического коллектива образовательной организации.
Результаты исследования. Рассмотрены концептуальные основы целостного педагогического коллектива, отражающие ценности единства обучения и воспитания. Реализован опыт исследования ценностных ориентаций педагогических работников в логике аксиологической взаимосвязи педагогического коллектива, учащихся, института семьи и государства. Выявлены проблемы и предложены перспективы их преодоления в форме аксиологических стратегий профессионального развития целостного педагогического коллектива школы.
Выводы. Установлено, что целостность педагогического коллектива играет ключевую роль в формировании и реализации национальных ценностей в образовательном процессе. Акцентуация на единстве и целостности педагогических коллективов школы поставила вопрос необходимости укрепления ценностей коллективной деятельности в условиях современной школы.