В медиатизированном мире образы и имиджи региональных объединений, находясь под пристальным вниманием международных организаций, СМИ и общественности, порой приобретают большее значение, чем территориальные и сырьевые ресурсы, имеющиеся в распоряжении этих объединений. Негативное отношение к объединению, которое может сформироваться у различных аудиторий в условиях международного информационного противоборства при бездействии или недостаточных действиях со стороны властей, а также недооценка реальных успехов интеграции могут не только служить барьером к увеличению объемов прямых иностранных инвестиций, но и негативно влиять на товарооборот с внешними партнерами, а также привлекательность национальных и общего рынков труда. В этой связи в контексте выстраивания системы взаимодействия с международными партнерами крайне важно установить, какие паттерны и дискурсы в сознании различных национальных аудиторий формируют зарубежные медиа. В период передела сфер влияния и наблюдаемого в настоящее время изменения баланса сил на международной арене особый интерес представляет анализ образа Евразийского экономического союза (ЕАЭС), формируемого средствами массовой информации Великобритании с года подписания договора о Евразийском экономическом союзе до конца 2022 г. В ходе исследования проведен частотный контент-анализ релевантных публикаций британских новостных онлайн-СМИ и анализ эмоциональной тональности данных материалов. Выявлено, что изначально в новостных ресурсах Великобритании сложился негативно окрашенный образ объединения, характеризуемого как собственный проект В. В. Путина по возрождению СССР и противостоянию Европейскому союзу (ЕС), однако уже с 2016 г. начался резкий спад интереса новостных журналистов к данной теме. В связи с обострением политического кризиса в 2022 г. ЕАЭС вернулся в повестку британских СМИ, однако преимущественно в контексте внешней политики России. Это позволяет судить о том, что за 2014-2022 гг. со стороны ЕАЭС не было принято мер, которые бы способствовали формированию его внешнеполитического имиджа, что подчеркивает необходимость подобной работы в текущих условиях.
Рассматривается институциональное развитие и эволюция Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) с 2001 г. по настоящее время. Авторы выделяют и характеризуют этапы и вехи развития организации, а также изучают нормативную базу и организационную структуру ШОС. Показано, что современная организационная структура ШОС, сформировавшаяся в процессе длительной и противоречивой эволюции, включает ряд подсистем, которые наряду с основополагающими принципами деятельности обеспечивают жизнеспособность и развитие ШОС в будущем. Ненаправленный тематический контент-анализ 120 официальных документов ШОС позволил выявить основные направления деятельности ШОС, характер эволюции организации и в конечном итоге этапы ее институционального развития. Первый этап (2001-2004 гг.) связан с институциональным становлением организации, второй (2004-2008 гг.) - характеризуется интенсивным продвижением и минимальной сложностью торгово-экономических, гуманитарных и культурных инициатив. Третий этап (2008-2014 гг.) демонстрирует некоторое ослабление импульса развития ШОС, тогда как четвертый этап (с 2015 г.) обусловлен стремлением вывести ШОС на качественно новый уровень с ростом эффективности сотрудничества во всех сферах. Количественный контент-анализ частоты и динамики употребления репрезентативных ключевых слов одного из видов официальных документов ШОС - деклараций, принятых по итогам саммитов глав государств - членов организации, позволил обосновать тезис о постепенном усложнении, детализации и специализации направлений деятельности ШОС, выявить и охарактеризовать динамику ее приоритетов. В целом контент-анализ показывает, что ШОС в своем развитии прошла несколько этапов, отличающихся качественной спецификой, сохраняя при этом четкий приоритет вопросов безопасности, отражающий значимость традиционных и новых угроз. Сделан вывод о функционировании на платформе ШОС многоуровневого взаимодействия по обеспечению региональной безопасности и сотрудничества при одновременном развитии как многосторонних, в том числе с внешними акторами, так и двусторонних его форматов, что свидетельствует о формировании новой модели регионализма в условиях становления многополярного мира.
Проблема безопасности в сфере информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) приобретает все возрастающее значение в контексте международных отношений и внешней политики. Исследование посвящено анализу дискурса администрации Дж. Байдена в области международной ИКТ-безопасности на латиноамериканском направлении. Цель - выявление скрытой в дискурсе идеологии, поддерживающей и оправдывающей властные отношения США со странами Латинской Америки. Научная новизна работы состоит в комплексном применении метода критического дискурс-анализа (КДА), позволяющего рассмотреть, как языковые практики формируют восприятие ИКТ-безопасности и политической реальности, а также количественного контент-анализа, дающего представление об атрибутируемых угрозах, в первую очередь среди государственных акторов, что ранее не получило должного внимания в научной литературе. КДА проводится на контекстуальном и дискурсивном уровнях. Исследование опирается на широкую источниковую базу, включающую материалы государственных органов США за период с января 2021 по ноябрь 2024 г. Авторы критически осмысляют образ США как агента, конструирующего международную ИКТ-безопасность на латиноамериканском направлении, в ракурсе своих гегемонистских устремлений. Выявлено, что значимым элементом американского дискурса является образ Латинской Америки как региона, уязвимого в ИКТ-пространстве и нуждающегося в патернализме со стороны Вашингтона. Образы Китая и России представляются как основные источники угроз в регионе для оправдания доминирующей роли США. На втором плане американского дискурса присутствуют образы Корейской Народно-Демократической Республики (КНДР) и Исламской Республики Иран (ИРИ), которые позиционируются как ограниченные, но растущие угрозы в ИКТ-пространстве. Авторы приходят к выводу, что подобные дискурсивные практики служат инструментом легитимации влияния США и продвижения ими своих стратегических интересов в регионе.