Архив статей

ОСОБЕННОСТИ ПОЛИТИКИ ПРАВИТЕЛЬСТВА ИНДИИ В СФЕРЕ ЭКСПОРТА ВООРУЖЕНИЙ В КОНТЕКСТЕ РЕФОРМИРОВАНИЯ ВОЕННО-ПРОМЫШЛЕННОГО КОМПЛЕКСА (2025)
Выпуск: Том 24 № 1 (2024)
Авторы: Лихачев Кирилл Александрович

Рассматриваются основные направления и особенности политики правительства «Бхаратия джаната парти» (БДП) по стимулированию экспорта вооружений, военной и специальной техники (ВВСТ) в контексте общей стратегии по реформированию индийского военно-промышленного комплекса (ВПК). В долгосрочной перспективе политика индийского правительства направлена на достижение «стратегической независимости» в оборонном секторе. В краткосрочной перспективе индийский экспорт вооружений выступает локомотивом программ «Сделай в Индии» и «Самодостаточная Индия», которые играют центральную роль в политической стратегии премьер-министра Нарендры Моди. Значительное увеличение экспортных планов индийского правительства частично обусловлено обострением пограничных противоречий с КНР c 2017 г. Экспорт ВВСТ становится важным инструментом по укреплению двусторонних связей Индии со странами Азиатско-Тихоокеанского региона в противовес Китаю. Тем не менее вхождение Индии в группу мировых лидеров по экспорту вооружений, как и полная «стратегическая независимость», труднодостижимы даже в долгосрочной перспективе. Несмотря на целый ряд системных реформ в ВПК, привлечение частного бизнеса и иностранного финансирования, развитию оборонной промышленности и экспорту индийских ВВСТ препятствует ряд факторов. Среди них недостаточное развитие производственного сектора, зависимость от иностранных технологий и слабое финансирование военно-технических разработок. В то же время политика поддержки оружейного экспорта и реформирования ВПК является устойчивой тенденцией в стратегии правительства БДП и в целом играет важную роль в реализации его краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных целей.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ НА САХАРО-САХЕЛЬСКОМ НАПРАВЛЕНИИ: ЗАВЕРШЕНИЕ ОПЕРАЦИИ «БАРХАН» И ПОИСКИ НОВОГО ПОДХОДА (2025)
Выпуск: Том 25 № 3 (2025)
Авторы: Чихачев Алексей Юрьевич

Исследуется стратегия Франции по отношению к Сахаро-Сахельскому региону в контексте завершения антитеррористической операции «Бархан». Опираясь на постулаты неоклассического реализма и метод сравнительного анализа, автор выявляет, насколько планы, декларируемые французским руководством, согласуются с практическими шагами Парижа в этом регионе. Установлено, что политика Франции на данном направлении ассоциируется с неоколониальной концепцией «Франсафрик», предполагавшей удержание неформального контроля над бывшими колониями с помощью разнообразных, прежде всего военно-силовых, инструментов. Как и все его предшественники, президент Э. Макрон не смог избежать упреков в проведении курса на продолжение «Франсафрик», однако попробовал внешне адаптировать его под изменившиеся реалии. В этой связи ставится исследовательский вопрос о степени преемственности африканской политики Елисейского дворца на современном этапе. Проанализированы попытки французского руководства вывести из тупика операцию «Бархан» посредством претворения в жизнь комплексного подхода (так называемых «трех D»). Отмечено, что действия Парижа одновременно на военном, дипломатическом и гуманитарном треках лишь подогрели антифранцузские настроения на местах и в итоге не позволили стабилизировать Сахельский регион. Также обобщены новые приоритеты, которые Э. Макрон представил немногим после начала своего второго срока. Речь идет, в частности, о совместном управлении военными базами, исправлении имиджа Франции в информационном пространстве, интенсификации экономических связей. Однако большинство этих заявлений, которые пока не реализованы на практике, не остановили ослабление французских позиций, как подтвердили события лета 2023 г. в Нигере. Автор приходит к выводу, что в африканской политике Пятой республики преемственность по-прежнему преобладает, что приводит к дальнейшему разрастанию кризисных тенденций и неспособности французского руководства преодолеть их. Сделано предположение, что в целом эта ситуация будет наблюдаться до конца президентства Э. Макрона, а круг стран, вышедших из сферы влияния Франции, еще более расширится.

Сохранить в закладках
«БОЛЬШАЯ СТРАТЕГИЯ» КНР В КОНТЕКСТЕ КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКОГО СТРАТЕГИЧЕСКОГО СОПЕРНИЧЕСТВА (2025)
Выпуск: Том 25 № 2 (2025)
Авторы: Чэн Го Го

Рассмотрена трансформация «большой стратегии» Китайской Народной Республики (КНР) через призму продолжающегося долгосрочного стратегического соперничества КНР - США. В последние годы среди исследователей растет популярность изучения «большой стратегии» КНР в глобальной политике, хотя до сих пор в международном академическом сообществе в изучении этой темы доминирует американская школа, основанная на американском реализме. Задачи исследования - взглянуть на «большую стратегию» Китая с точки зрения самой КНР, изучить эволюцию китайской политики США и трансформацию «большой стратегии» КНР в эпоху стратегического соперничества. В частности, продемонстрирована связь между эволюцией «большой стратегии» КНР и состоянием китайско-американских отношений. Также проанализированы последствия трансформации «большой стратегии» КНР. Методологически исследование опирается на сравнительный анализ. Описана концептуальная структура, иллюстрирующая, как политика и подходы США в отношении КНР управляют китайско-американским соперничеством и трансформируют «большую стратегию» КНР, оказывая влияние на реализацию внешней политики Китая. Автор приходит к выводу, что именно стратегическое соперничество и политика США в отношении Китая приводят к трансформации «большой стратегии» КНР из защитной в наступательную модель. Блоковая политика выступает одним из определяющих факторов китайско-американского противостояния, однако в случае США явная антикитайская направленность блоков, создаваемых Вашингтоном, может вызвать негативную реакцию потенциальных союзников. В свою очередь, Китай, опираясь на государства Глобального Юга, также выстраивает сеть глобальных партнерств, в которой значимую роль могут сыграть такие структуры, как БРИКС, которая становится все более притягательной для развивающихся стран, и Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), которая в случае нового расширения способна стать крупнейшим военно-политическим блоком на евразийском пространстве.

Сохранить в закладках