Архив статей

ПОЛИТИКА БАЛАНСИРОВАНИЯ НОВОЙ ЗЕЛАНДИИ МЕЖДУ КИТАЕМ И США В ИНДО-ТИХООКЕАНСКОМ РЕГИОНЕ: НАРРАТИВЫ ЕЖЕГОДНЫХ ОТЧЕТОВ МИНИСТЕРСТВА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ (2024)
Выпуск: Том 24 № 4 (2024)
Авторы: Саймонс Грегори Джон, Гласер Марина Алексеевна

В условиях усиления глобальной геополитической нестабильности малые государства уязвимы перед лицом изменений и трансформации системы международных отношений. Они не обладают достаточными ресурсами для адаптации к новой операционной среде рисков и вызовов своей внешней политике и политике безопасности. В этой связи рассмотрено, каким образом малое государство в преследовании своих национальных интересов может использовать имеющиеся у него возможности и минимизировать риски. Растущая геополитическая конфронтация между США и Китаем, особенно в Индо-Тихоокеанском регионе после объявления США политики «поворота к Азии», создает дилеммы для малых государств, расположенных в этом регионе. Изучен кейс Новой Зеландии, чьи нарративы годовых отчетов Министерства иностранных дел и торговли рассмотрены с использованием метода критического нарративного анализа (КНА). Полученные результаты позволили выявить роль различных внутренних и внешних факторов, формирующих подход Новой Зеландии к оптимальному достижению своих внешнеполитических целей в регионе. Среди этих факторов важное место занимают транслируемые во внешний мир либеральные ценности и нормы, а также национальный бренд страны как миролюбивой державы. Отдельно рассмотрено использование Новой Зеландией стратегической двусмысленности в попытках избежать принуждения к отказу от альтернативных издержек, максимизировать свои возможности, распределить риски. Значение стратегической двусмысленности прослежено на примере ее репрезентации экономических отношений с Китаем, политических и военных отношений с США во внешнеполитическом нарративе Новой Зеландии. Сделан вывод, что с ростом напряженности между США и Китаем, вынуждающей малые державы «выбирать» стороны, эта опция для Новой Зеландии постепенно закрывается и страна теряет свою субъектность.

Сохранить в закладках
ТРАНСГРАНИЧНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ АФГАНИСТАНА И ШАНХАЙСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОТРУДНИЧЕСТВА ПОСЛЕ ВЫВОДА ВОЙСК США ИЗ АФГАНИСТАНА (2024)
Выпуск: Том 24 № 2 (2024)
Авторы: Рауф Сарват

Проанализирована роль Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в укреплении региональной стабильности после вывода войск США из Афганистана. Нестабильность в Афганистане становится серьезной проблемой регионального масштаба, которая требует от ШОС поиска приемлемого решения. Рассматривается вопрос о том, как страны - члены ШОС справляются с углубляющимся кризисом в Афганистане. Роль ШОС в достижении консенсуса между государствами-членами в долгосрочной перспективе раскрывается с опорой на концептуальные рамки, состоящие из двух теорий международных отношений - теории комплекса региональной безопасности и теории функционального сотрудничества, которые обеспечивают понимание того, что интересы государств, принадлежащих к единому географическому региону, схожи, и их взаимное сотрудничество оказывается более прочным, чем у государств, находящихся за его пределами. Рассматривается роль ШОС в поддержании региональной безопасности и прослеживаются ее усилия по обеспечению стабильности. Для изучения сложных проблем внутри ШОС при формировании отношений с зарождающимся правительством «Талибана» (запрещен в РФ) в Афганистане были собраны и проанализированы фактические данные, полученные из официальных документов и заявлений, опубликованных на правительственных веб-сайтах, материалы научных публикаций, статей в СМИ, изданных в разных странах. Установлено, что ухудшение ситуации в сфере безопасности в Афганистане представляет общую угрозу для всех стран - членов ШОС, поэтому необходим консенсус для продвижения практических мер, включая содействие развитию Афганистана. Таким образом, ШОС сосредотачивается на устранении непосредственных и ощутимых последствий захвата власти талибами после вывода войск США из Афганистана, с одной стороны, а с другой - на поддержке региональных государств в налаживании функционального сотрудничества для восстановления Афганистана.

Сохранить в закладках
АЛЖИРСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ: СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ПАРТНЕРСТВО В ЭПОХУ ГЕОПОЛИТИКИ (2024)
Выпуск: Том 24 № 2 (2024)
Авторы: Сур Лотфи

Раскрывается проблематика современных отношений Алжира и России. Актуальность темы обусловлена тем, что в последние годы отношения между двумя странами претерпели качественную трансформацию, поскольку связи в военной сфере расширились до экономических отношений и инвестиционного сотрудничества, что привело к новой динамике в двусторонних отношениях. В условиях растущей взаимозависимости обе страны также обращают внимание на политику крупных держав, особенно западных, и традиционное двустороннее стратегическое сотрудничество углубляется для решения новых геостратегических задач, что во многом будет определять их будущее направление. В этих условиях важно проанализировать формирующуюся геополитическую динамику и определить ее влияние на стратегические аспекты двусторонних отношений. Исследование призвано выделить ключевые события в этих отношениях и сделать упор на их развитие в эпоху геополитической напряженности. Методологически исследование базируется на политическом реализме. Основными источниками для анализа служат материалы аналитических центров, выступления официальных должностных лиц и др. Выявлены факторы, лежащие в основе современного сотрудничества между Алжиром и Россией, и проанализировано влияние геополитической динамики на это сотрудничество. Обе страны рассматривают друг друга как важных партнеров в деле обеспечения безопасности в отдельных регионах, например в Северной Африке и Сахеле, а также как партнеров в более амбициозных проектах политического и стратегического характера.

Сохранить в закладках
ПОЛИТИКА ФРАНЦИИ НА САХАРО-САХЕЛЬСКОМ НАПРАВЛЕНИИ: ЗАВЕРШЕНИЕ ОПЕРАЦИИ «БАРХАН» И ПОИСКИ НОВОГО ПОДХОДА (2025)
Выпуск: Том 25 № 3 (2025)
Авторы: Чихачев Алексей Юрьевич

Исследуется стратегия Франции по отношению к Сахаро-Сахельскому региону в контексте завершения антитеррористической операции «Бархан». Опираясь на постулаты неоклассического реализма и метод сравнительного анализа, автор выявляет, насколько планы, декларируемые французским руководством, согласуются с практическими шагами Парижа в этом регионе. Установлено, что политика Франции на данном направлении ассоциируется с неоколониальной концепцией «Франсафрик», предполагавшей удержание неформального контроля над бывшими колониями с помощью разнообразных, прежде всего военно-силовых, инструментов. Как и все его предшественники, президент Э. Макрон не смог избежать упреков в проведении курса на продолжение «Франсафрик», однако попробовал внешне адаптировать его под изменившиеся реалии. В этой связи ставится исследовательский вопрос о степени преемственности африканской политики Елисейского дворца на современном этапе. Проанализированы попытки французского руководства вывести из тупика операцию «Бархан» посредством претворения в жизнь комплексного подхода (так называемых «трех D»). Отмечено, что действия Парижа одновременно на военном, дипломатическом и гуманитарном треках лишь подогрели антифранцузские настроения на местах и в итоге не позволили стабилизировать Сахельский регион. Также обобщены новые приоритеты, которые Э. Макрон представил немногим после начала своего второго срока. Речь идет, в частности, о совместном управлении военными базами, исправлении имиджа Франции в информационном пространстве, интенсификации экономических связей. Однако большинство этих заявлений, которые пока не реализованы на практике, не остановили ослабление французских позиций, как подтвердили события лета 2023 г. в Нигере. Автор приходит к выводу, что в африканской политике Пятой республики преемственность по-прежнему преобладает, что приводит к дальнейшему разрастанию кризисных тенденций и неспособности французского руководства преодолеть их. Сделано предположение, что в целом эта ситуация будет наблюдаться до конца президентства Э. Макрона, а круг стран, вышедших из сферы влияния Франции, еще более расширится.

Сохранить в закладках