Архив статей

СИСТЕМНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ ОСОБЕННОСТЕЙ ЦЕННОСТНО-МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ (2024)
Выпуск: № 4 (52) (2024)
Авторы: РЫЖОВ БОРИС НИКОЛАЕВИЧ, СМОЛОВСКАЯ ЛЮБОВЬ БОРИСОВНА

Ценностно-мотивационная сфера личности играет ключевую роль в определении поведения, выбора целей и способов их достижения. Однако практика психологической коррекции в этой области сталкивается с рядом сложностей, связанных с недостаточной концептуальной разработкой самого феномена мотивации. Таким образом, назрела необходимость создания научно обоснованного подхода, который бы объединял концептуальные положения о мотивации с эффективными коррекционными практиками. Одним из путей решения этой задачи может быть использование системной психологии к явлению мотивации и рассмотрению мотивационного ядра личности как композиции восьми основных видов мотивации. Учитывая это, целью работы являлась разработка и эмпирическая апробация программы системно-психологического консультирования, построенной на основных принципах системной психологии.

Большинство методов, работающих с мотивацией, основано или на эмпирическом подходе (например, выделение ключевых слов как наиболее значимых видов мотивации), или на интроспективном подходе. Хотя существует множество разных взглядов на структуру мотивации и способы воздействия на нее, все они имеют описательный характер. Системно-психологическое консультирование и коррекция (СПКК) основывается на базе системной психологии, выводящей свои положения из системологии, а потому основанной не на частных предположениях, а на почве более фундаментальной науки.

Для оценки эффективности программы системного психологического консультирования для обучающихся в системе дополнительного профессионального образования была взята группа из 52 человек в возрасте от 25 до 45 лет, получающих дополнительное профессиональное образование на базе Московского института психоанализа и Академии транскультуральной психотерапии (бывш. Московский центр позитивной психотерапии).

Исследование проводилось с 2022 по 2024 год. Исследование показало, что системное консультирование оказывает позитивное воздействие на внутренние конфликты личности, помогая участникам осознать свои мотивационные установки и развить адаптивные стратегии преодоления трудностей. Программа может быть использована непосредственно в системе ДПО для оценки эффективности обучения с точки зрения личностных факторов. Программа также может найти более широкое применение - при разрешении внутриличностных конфликтов.

Сохранить в закладках
КОМЛЕКСНЫЙ ПОДХОД К ПСИХОЛОГИИ МОТИВАЦИИ (2024)
Выпуск: № 1 (49) (2024)
Авторы: НЕМОВ РОБЕРТ СЕМЕНОВИЧ, АЛТУНИНА ИННА РОБЕРТОВНА

В статье предлагается расширенное, комплексное понимание мотивации, основанное на том, что практически все известные и изучаемые в психологии процессы и явления вносят свой вклад в регуляцию поведения. Это касается не только специфических мотивационных образований, которые давно и традиционно изучаются в данной области научных знаний, - инстинктов, потребностей, мотивов, целей, интересов, побуждений и влечений, - но также познавательных процессов, свойств личности и психологических состояний. В статье представлена схема такого комплесного понимания мотивации, в которую включены все изучаемые в психологии процессы и явления. Каждое из них далее рассматривается отдельно с точки зрения выполняемых им мотивационных функций.

Сохранить в закладках