Архив статей

ЛОКУС КОНТРОЛЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С НАРУШЕННЫМ И НОРМАЛЬНЫМ РЕЧЕВЫМ РАЗВИТИЕМ (2024)
Выпуск: № 3 (51) (2024)
Авторы: ВАЛЯВКО СВЕТЛАНА МИХАЙЛОВНА

Статья посвящена исследованию проблемы локуса контроля у старших дошкольников. Локус контроля связан с важными механизмами социального поведения людей и оказывает влияние на различные стороны их социальной адаптации в процессе проводимых оценок по критериям внутренних или внешних условий, приведших к определенному результату. Каждая направленность локуса контроля обладает некоторыми ключевыми характеристиками, в рамках которых складывается вполне отчетливый личностный паттерн поведения. В этой связи важно подчеркнуть значимость локуса контроля как структурного личностного компонента в общей динамике становления личности старшего дошкольника. Однако единичность научных работ по изучению локуса контроля у старших дошкольников не позволяет однозначно оценить результаты этих исследований и составить объективное суждение по данной проблеме.

Исследование локуса контроля в ситуациях неуспеха реализовано путем применения авторских методик С. М. Валявко: проективная методика исследования локуса контроля - МИЛК; адаптированный перевод опросника «Стэнфордская шкала интернальности/экстернальности для дошкольников» и опросник для родителей «Изучение локуса контроля в ситуациях неуспеха у детей старшего дошкольного возраста». Респондентами стали дети старшего дошкольного возраста (125 человек, средний возраст - 6 лет) и их родители (100 человек). Выборки составили две группы детей: дети с общим недоразвитием речи (ОНР) и с нормальным развитием речи.

Результаты показали, что современные старшие дошкольники, вне зависимости от уровня их речевого развития, демонстрируют определенную тенденцию к нарастанию интернальной направленности локуса контроля к концу старшего дошкольного возраста, что свидетельствует в пользу начала обучения в школе с семи лет. Полученные результаты подлежат обсуждению и более углубленному исследованию на масштабных выборках современных старших дошкольников с учетом их личностной индивидуальности, включая специфику их речевого развития.

Сохранить в закладках
ИНТЕГРАЦИЯ ПРИЗНАКОВ ОДАРЕННОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РЕСУРСА СТУДЕНТОВ (2024)
Выпуск: № 1 (49) (2024)
Авторы: ЭКСАКУСТО ТАТЬЯНА ВАЛЕНТИНОВНА, Кибальченко Ирина Александровна

В работе представлены теоретические предпосылки к изучению интегративных признаков одаренности в структуре интеллектуально-личностного ресурса. Получены основания положительно направленного процесса интеграции интеллектуальных и личностных способностей и возможностей, формирования компетентности как маркеров эффективности, достижений и одаренности личности. Акцент сделан на интегративном аспекте одаренности в структуре взаимосвязи компонентов интеллектуально-личностного ресурса. Выявлен ряд фактов. У студентов со средней мотивацией достижения успеха (50 % от общего количества) открытая познавательная позиция встречается значимо чаще. Обнаружено, что особенная аргументно-предиктивная структура ментальных репрезентаций (оперативные схемы, разнообразие модальностей характеристик, осведомленность метакогнитивного уровня, авторские стратегии, планирование при описании содержания понятия «успешность») характерна для студентов со средней и с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. В статье показано, что степень обобщенности понятия «успешность» и тип образных схем высокого уровня (управляющий, оперативный); ментальные репрезентации с признаками разных модальностей характерны для студентов с умеренно высокой мотивацией достижения успеха. Эти факты свидетельствуют о признаках целостной картины, о способности стратегически планировать и определять способы действий, что подтверждается изучением стилевых особенностей. Для молодых людей, у которых сформирован высокий уровень ментальных репрезентаций успешности с признаками развивающейся компетентности, характерны когнитивные стили «поленезависимость», «абстрактная концептуализация» как признаки функционального метасистемного качества и одаренности. Им свойственно выбирать конструктивные стратегии преодоления трудностей; переключать внимание и рационально использовать интеллектуальные приемы; субъективно снижать значимость сложной ситуации при целенаправленном подавлении и сдерживании эмоций, минимизировать их влияние на восприятие ситуации.

Сохранить в закладках