Архив статей

О. И. Сумина. Тундроведение. Наземные экосистемы Арктики. Учебник. 2024. Санкт-Петербург. Лань. 400 с. (2025)
Выпуск: № 50 (2025)
Авторы: МАТВЕЕВА Н.В.

Рецензируемая книга написана доктором биологических наук Ольгой Ивановной Суминой, специалистом с полувековым опытом преподавания курса «Тундроведение» в Санкт-Петербургском государственном университете. Она также проводит геоботанические исследования в различных регионах Крайнего Севера как в российской Арктике (от Кольского полуострова на западе до Чукотского полуострова на востоке, включая север Западной Сибири, полуостров Таймыр и крупные океанические острова Котельный и Врангеля), так и на Аляске и Скандинавском Севере. Книга, которая одновременно является научной монографией и учебником, информативна и доступна как для студентов, будущих исследователей, так и для учёных, имеющих опыт изучения арктического биома. В книге есть введение и 10 глав, в которых представлена подробная информация о живой и неживой природе. В первых двух главах описываются размеры и границы биома, его географическое разделение, а также климат, геология, геоморфология и почвы. Половина глав (3–7) содержит сведения о растениях (сосудистых и криптогамных), флоре (история происхождения, ареал распространения видов) и растительности (разнообразие растительного покрова, история и результаты деятельности гетеротрофных консументов и редуцентов), их продуктивности и круговороте питательных элементов. В главе 9 представлена информация об истории освоения Крайнего Севера, начиная с конца XVI — начала XVII века, о научных исследованиях растительного покрова в российской Арктике, а также об особо охраняемых природных территориях (заповедниках, национальных парках и памятниках природы, дендрологических парках и ботанических садах). Последняя глава 10, озаглавленная «Изменения в экосистемах Арктики: настоящее и будущее», завершается весьма убедительным выводом о том, что для правильной оценки как текущих процессов, так и прогнозов на будущее необходим долгосрочный мониторинг состояния экосистем, поскольку только полученные таким образом данные могут лечь в его основу. Статус учебника подкрепляется тем, что в конце каждой главы учащимся предлагаются «Вопросы» и «Задания», а также темы для возможных эссе.

Сохранить в закладках