В социальном сегменте правовой отрасли России оказание правовой поддержки несовершеннолетним гражданам в консалтинговых организациях юридического значения на текущий момент времени накопила в себе достаточный перечень системно-правовых сложностей, выражающихся:
1. В законодательных противоречиях - отсутствие правовых дефиниций, раскрывающие предназначение юридического консалтинга в сфере высшего образования, а также недоработанность правового статуса субъектов социально-правового процесса и финансовой обеспеченности исполнения консалтинговых мероприятий юридической направленности в настоящем законодательстве, регламентирующим порядок оказания юридической помощи гражданам.
2. В управленческих противоречиях:
- дорогая стоимость оказания юридических консультационных услуг клиентам в социальном секторе предоставления рыночных услуг;
- отсутствие определенной программы по привлечению в юридические консалтинговые центры квалифицированных специалистов в области защиты прав участников образовательных отношений;
- низкое взаимодействие юристов-профессионалов с участниками социального процесса (законными представителями (родителями, опекунами) и лицами, не достигших восемнадцатилетнего возраста);
- большие бюрократические издержки оказания правовой помощи несовершеннолетним, характеризующиеся длительным ожиданием предоставления результата оказания правовой услуги.
Однако, несмотря на существенные проблемы организационно-правового характера, государственные органы, регламентирующие социальную политику в стране, разрабатывают и предоставляют малообеспеченным категориям граждан на безвозмездной основе широкий спектр юридических услуг в правовых консалтинговых центрах, функционирующих на базе высших учебных заведений Российской Федерации.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.