Актуальность изучения правового регламентирования сиротских произведений в области авторского права обусловлена необходимостью законодательного контроля за незаконным использованием объектов авторских прав в условиях глобализации и цифровизации. В современной действительности, когда доступ к различным объектам интеллектуальной собственности стал в большей степени открытым, граждане разных стран неоднократно сталкиваются с использованием сиротских произведений. Тем не менее, всё чаще возникают ситуации, когда автор незарегистрированного объекта интеллектуальной собственности, намеренно скрывается или присваивает никому не известный псевдоним, что неминуемо приводит к нарушению авторских и смежных прав. В статье предлагается исследовать правовые механизмы, позволяющие закрепить подобных «неизвестных» авторов «сиротских» произведений на территории Российской Федерации, проанализировать зарубежный опыт правового регулирования таких произведений, а также современные попытки российского законодательства в решении исследуемой проблемы. В ходе проведённого исследования авторы пришли к выводу о необходимости имплементации в российское законодательство отдельного Федерального закона, который конкретизирует правовое регулирование сиротских произведений, сократив число нарушений, связанных с их неправомерным использованием.
В статье актуализируется вопрос целесообразности изучения и внедрения в России зарубежного опыта противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу). Обращено внимание на опыт полиции государств с развитой железнодорожной и метрополитенной инфраструктурой: Австралии, Великобритании, Германии, Индии, Индонезии, Канады, США, Франции, Японии, а также отдельных государств-членов СНГ. Установлено, что в зарубежных государствах специфика деятельности полиции в области противодействия «зацепингу» характеризуется: наличием различных подходов к пониманию сущности и деликтации «зацепинга» (его разновидностей) в законодательстве и отнесении противодействия этому явлению к компетенции полиции; степенью вовлечения полиции в систему взаимодействия с другими участниками процессов противодействия подростковому «трейнсерфингу» (зацепингу); применение современных информационных технологий для выявления и пресечения фактов «зацепинга», групп несовершеннолетних, увлекающихся этим видом антиобщественного поведения, а также взрослых-координаторов, вовлекающих подростков в «трейнсерфинг»; использованием полицией возможностей правового информирования, правовой пропаганды как средств профилактики «зацепинга» и других нарушений подростками правил безопасности на железнодорожном транспорте и метро и др. К основным направлениям внедрения рассмотренного нами положительного зарубежного опыта в деятельность полиции России отнесены: совершенствование нормативных правовых актов, устанавливающих предупреждение, выявления и пресечение улучшение качества информационного обеспечения выявления лиц, склонных к «зацепингу» путем использования информационно-телекоммуникационных технологий на основе искусственного интеллекта, построения алгоритмов поиска информации, связанной с «зацепингом» в социальных сетях, расширения покрытия объектов транспортной инфраструктуры современными средствами видеонаблюдения и др.; повышение эффективности взаимодействия с администрацией РЖД и метрополитенов в ходе проведения совместных мероприятий по выявлению несанкционированного появления подростков в опасных местах и перемещения в поездах, осуществления общей профилактики «зацепинга» в образовательных организациях и т. п.; активизация взаимодействия с интернет-сообществом в области недопущения распространения контента, пропагандирующего «зацепинг» и увеличения публикаций, отражающих его общественную опасность; инициирование вовлечения в пропагандистские акции известных молодежи российских представителей спорта, музыки, киноиндустрии и др.