В статье рассматриваются конституционные основы социальной политики современного российского государства. Дается авторское понимание социальной политики, ее отличие от иных направлений деятельности государства. Делается акцент на проблемных аспектах социальной сферы. Российская Федерация обозначила две стратегические задачи на ближайшую перспективу, а именно - достижение технологического и социального лидерства. Тем не менее, в последнее время обозначилось явное смещение акцентов в пользу технологий. Полагаем, что такая политика нуждается в корректировке, поскольку именно социальная сфера обеспечивает развитие технологий. Выдвигается тезис о формировании социотехносферы как принципиально иного понимания структуры общества и сбалансированности государственного управления.
Проведение антироссийской политики и введение соответствующих санкций со стороны некоторых иностранных государств и территорий привело к трансформации общественных отношений, возникающих в нашей стране, что выявило сложности в определении места и значения общепризнанных принципов и норм международного права в национальной правовой системе. Таким образом, за период с 1993 по 2025 годы Россия прошла путь от активной интеграции международных принципов и норм в свою правовую систему до более осторожного подхода в этом вопросе, особенно в условиях геополитических конфликтов.
Несмотря на это, такие принципы международного права, как уважение суверенитета, соблюдение прав человека и другие, остаются важной частью российской правовой системы. Вместе с тем, в условиях сохраняющегося внешнеполитического давления и санкций возникает необходимость пересмотра подходов к взаимодействию международного и национального права, что требует выработки четких механизмов интеграции принципов и норм международного права в правовую систему государства, а также учета новых реалий для обеспечения стабильности и эффективности правового регулирования.
В статье поднимается вопрос факторов, влияющих на правотворчество и качество нормативно-правовых актов, делается акцент на изучении правосознания личности законодателя. Упоминается необходимость выявления факторов, влияющих не только на создание НПА, но и на их правоприменение, среди них отмечается правовое сознание общества и важность проведения правового мониторинга для выявления запросов социума и государства. Кроме того, научное мышление законодателя должно постоянно быть в развитии, а для этого доктрина должна предлагать действенные рекомендации по совершенствованию нормотворческой техники. Современное состояние юридической техники законодательной деятельности находится не в должном состоянии, в результате чего возникает сложность не только в понимании текстов НПА, но и в их последующем применении. В качестве сравнения приведен опыт правотворцев Республики Беларусь, что позволяет определить векторы дальнейшего развития российской доктрины и практики.
Статья посвящена исследованию истории правового сопровождения процессов создания и функционирования на территории Республики Крым российских судебных органов в переходный период, который длился с 18 марта 2014 г. по 01.01.2015 г. В настоящей научной работе приведены нормативные правовые акты Российской Федерации и Республики Крым, составляющие правовые основы вышеуказанных процессов, а также сферы их применения.
В статье исследованы порядок формирования федеральных судов соответствующей юрисдикции, их подведомственность и подсудность, особенности рассмотрения соответствующих дел, в т. ч. в первой и апелляционной инстанциях, финансовое и организационное обеспечение их деятельности в рассматриваемый исторический период и т. д. Работа содержит анализ определенных проблем осуществления деятельности судебных органов в Республике Крым, связанных с необходимостью взаимодействия норм российского и украинского законодательства в сфере осуществления правосудия именно в переходный период, и путей их преодоления. Рассмотрен вопрос применения общих правил преюдициальности в отношении судебных актов, принятых в Республике Крым в переходный период. Отдельно исследован порядок создания и деятельности мировых судов в Республике Крым в переходный период, их юрисдикция, требования к мировым судьям и т. д. Кроме того, в данной научной работе рассмотрено соотношение понятий «Правосудие», «Судебная власть» и «Судебная система».
В статье рассматриваются особенности социальных наук, а также группы научных специальностей «Право» в их составе. Делается акцент на их серьезной зависимости от политических, идеологических, мировоззренческих, ценностных и иных факторов. Утверждается бесперспективность «деиделогизации» социального и политико-правового знания в силу политического и идеологического характера права и государства, иных политико-правовых институтов.
Кроме того, в статье фрагментарно рассматриваются основные правовые концепции, которые находятся в своеобразной конкуренции между собой и, тем не менее, консолидировано выступают против юридического позитивизма и нормативизма. Подчеркивается, что современная юридическая наука не столь хорошо знакома с различными вариантами нормативизма. И, прежде всего, этического. Между тем, у него есть хорошие перспективы, как научные, так и практические.