В данной статье исследованы проблемы трудовой инвестиционной миграции в странах БРИКС, разработаны рекомендации, направленные на повышение эффективности регулирования «инвестиционной миграции» в России на основе изучения опыта данных стран. Актуальность данной темы связана с необходимостью решения проблем привлечения инвестиций и высококвалифицированных трудовых ресурсов, используя лучшую практику «инвестиционной миграции», накопленную в странах БРИКС. Для достижения поставленной цели при написании данной статьи использовался комплекс специальных методов, позволивших рассмотреть поднятую проблему системно и последовательно. В процессе работы над статьей автором использовался формально - логический метод на этапе исследования регуляторной практики в области инвестиционной миграции; метод юридической компаративистики, позволивший сравнить особенности миграционной политики различных стран, входящих в БРИКС; метод общения информации на этапе обсуждения поученных результатов; метод сравнения статистических данных на этапе рассмотрения проблем визовой доступности стран в контексте трудовой миграции. Опыт стран БРИКС свидетельствует о высоком потенциале «инвестиционной миграции», о том, что государственное регулирование данной формы миграции в значительной степени расширяет возможности миграционной политики, способствуя повышению качества «человеческого капитала», необходимого для решения политико-экономических задач, стоящих перед Россией.
Актуальность статьи обусловлена современными геополитическими процессами, в которых особое значение отводится вопросам гражданства Российской Федерации. Гражданство представляет собой уникальный характер взаимоотношений между личностью и государством, который выражается в совокупности взаимных прав и обязанностей. Подчеркивая важность указанного положения, Конституция Российской Федерации содержит положение о том, что гражданство - это исключительная прерогатива органов государственной власти Российской Федерации. Ключевым звеном в механизме реализации конституционных положений о гражданстве являются органы внутренних дел, на которые законом возлагается большинство полномочий в указанной сфере. Автором рассмотрены основополагающие нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность органов внутренних дел, как органов, ведающих в вопросах гражданства, выявлены некоторые проблемные аспекты в практике его применения, предложены пути совершенствования. В статье отмечается, что важной вехой в развитии конституционно-правового института «гражданства» стал 2023 г. Автором рассмотрены основные новеллы в законодательстве, а также механизм реализации новых институтов ОВД, таких как, например, «прекращение гражданства». Акцент также сделан на рассмотрении предоставления органами внутренних дел государственной услуги - регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства. Итогом стали сформулированные предложения по совершенствованию правового регулирования и практики его применения органами внутренних дел в сфере гражданства.