Архив статей

III МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «СВЯТАЯ ЗЕМЛЯ: ФАКТЫ, МИФЫ, МЕЧТЫ (ИЗ ХІХ СТОЛЕТИЯ - В ХХІ)»: ОБЗОР ДОКЛАДОВ И АНАЛИЗ ТЕНДЕНЦИЙ (2024)
Выпуск: № 1, Том 2 (2024)
Авторы: Григорян Элиза Рудиковна

Целью статьи является обзор докладов, выводов и вопросов III Международной научной конференции «Святая Земля: факты, мифы, мечты (из ХІХ столетия — в ХХІ)», состоявшейся на базе Тюменского государственного университета 14 ноября 2024 г. и организованной в рамках научного проекта № 24-28-01063 «Провинциальное паломничество на Святую Землю: база данных, исследование, библиографический указатель», финансируемого Российским научным фондом. Данная конференция, ставшая третьей по счету в 2024 г., продолжила традицию междисциплинарного изучения Святой земли. С 2020 г., выступая в качестве научной площадки, аккумулировала ключевые направления современных исследований о Святой земле в разных аспектах. Святая земля как хронотоп в литературе и документах, как пространство деятельности Русской духовной миссии и ИППО, как объект иеротопии и как территория современных израильско-палестинских отношений. В рамках конференции выступили более двадцати участников из России, Беларуси и США. Были представлены исследования в области истории, филологии, культурологии, политологии, иеротопии, иудаики и израилеведения, которые взаимодополняли друг друга, способствовали комплексному осмыслению темы Святой земли в религиозной, культурной и исторической перспективах и расширили методологические горизонты изучения. Наиболее масштабной стала дискуссионная панель «Святая Земля в русской литературе и паломнических текстах», в докладах которой подчеркивалась важность культурно-исторического подхода. Панель «Иерусалим в истории и культуре: образы, символы и художественные интерпретации», в отличие от первой, сосредоточенной на русских паломниках и источниках, делала акцент на международных, кросскультурных и исторических трансформациях Иерусалима. Она объединила доклады по теме истории символа в мировой культуре с использованием различных научных подходов. Также были представлены две дискуссионные площадки об истории и личностях Русской духовной миссии в период с XIX по XX вв. В заключение конференции был проведен круглый стол «Паломнические практики рубежа веков: экономика, транспорт и повседневность», на котором участниками были актуализированы такие вопросы, как портретирование паломника; сохранность документов в регионах; тенденции изменения паломничества, связанные с развитием социокультурных и экономических условий; роль транспорта в изменении традиционных представлений о паломничестве. Конференция подтвердила устойчивую тенденцию к углублению междисциплинарного диалога и расширению нарративного спектра в изучении Святой земли.

Сохранить в закладках
Паломничество членов Дома Романовых в Палестину: дневник состоящего при великом князе Сергее Александровиче подполковника М. П. Степанова 1881 года (2024)
Выпуск: № 1, Том 2 (2024)
Авторы: Софьин Дмитрий Михайлович, СОФЬИНА МАРИНА ВЛАДИМИРОВНА, Сорокин Александр Анатольевич

Паломничество членов Российского императорского Дома Романовых (великих князей Сергея Александровича, Павла Александровича и Константина Константиновича) в Палестину в 1881 г. привело к созданию Императорского православного палестинского общества и оказало огромное влияние на всю дальнейшую историю русского присутствия на Ближнем Востоке. Общество возглавил великий князь Сергей Александрович. Впервые публикуется дневник, который во время поездки вел сопровождавший августейших особ офицер Генерального штаба М. П. Степанов, занимавший должность состоящего при великом князе Сергее Александровиче. Документ хранится в Архиве внешней политики Российской империи, в фонде Императорского православного палестинского общества. В дневнике характеризуется пребывание представителей русской царствующей династии в Иерусалиме, участие в православных богослужениях, подробно описываются поездки в Вифлеем и на реку Иордан. Даются характеристики многочисленных православных святынь и иных достопримечательностей Палестины, в некоторых случаях делаются экскурсы в историю. Упоминаются контакты с крупными церковными деятелями: предстоятелем Иерусалимской православной церкви патриархом Иерофеем, представителями высшего духовенства Иерусалимской церкви митрополитом вифлеемским Анфимом и архиепископом Иорданским Епифанием, а также иерусалимским патриархом Армянской апостольской церкви Исайей IV, начальником Русской духовной миссии в Иерусалиме архимандритом Антонином. Кроме того, уделяется внимание контактам с представителями светских властей Османской империи — генерал-адъютантом султана Абд ал-Хамида II Ризой-пашой, губернатором Иерусалима Рауфом-пашой. Дневник М. П. Степанова представляет собой уникальный исторический документ, описывающий особо значимую веху в истории русско-палестинских связей и православного паломничества на Ближний Восток.

Сохранить в закладках
Записки о путешествии на Святую землю А. Ковальницкого и воспоминания Никанора (Каменского): к вопросу о стратегиях издания паломнических текстов в конце XIX — начале XX веков (2024)
Выпуск: № 1, Том 2 (2024)
Авторы: Шаповалов Михаил Сергеевич

Целью данного исследования является анализ различных стратегий публикации паломнических текстов конца XIX — начала XX вв. на примере путевых записок протоирея А. Ковальницкого и воспоминаний епископа Никанора (Каменского). В работе анализируются различные редакции паломнических текстов, выявляется степень участия издательств в их корректировке и определяется роль авторов в сохранении и трансформации своих работ. Источниковая база исследования включает публикации протоирея А. Ковальницкого в журнале «Странник» (1885–1891), его заметки в провинциальных епархиальных ведомостях и отдельных книгах (1886– 1913), а также публичные чтения «По Святой земле» (1911–1912). Воспоминания епископа Никанора представлены восемью самостоятельными заметками, опубликованными как в духовных изданиях (1893–1902), так и в отдельных книжных изданиях ИППО (1898, 1902, 1906). Исследование демонстрирует, что А. Ковальницкий использовал свои путевые заметки как основу для создания публицистических текстов и чтений, обращаясь к вопросам взаимоотношений православных с католиками, униатами и иудеями. Его тексты переиздавались в различных формах, что обеспечивало их актуальность на протяжении десятилетий. Епископ Никанор (Каменский), опираясь на свой высокий статус, интегрировал воспоминания в публичные выступления, что способствовало их систематическому распространению через духовную прессу и издательство ИППО, придававшее текстам идеологический характер. Результаты исследования позволяют глубже понять роль паломнической литературы как инструмента духовной и общественной деятельности, а также механизмов её распространения и адаптации в изменяющихся социальных и политических условиях Российской империи.

Сохранить в закладках