Искусственный интеллект постепенно внедряется во все сферы жизнедеятельности человека. Безусловно, его повсеместное использование имеет свои явные преимущества, однако все более актуальным становится вопрос о потенциальной угрозе, исходящей от ИИ. В данном исследовании рассматриваются возможные социальные риски и угрозы для рынка труда при внедрении систем искусственного интеллекта, а также разрабатывается комплекс мер по их минимизации в контексте сформулированных авторами ранее философских принципов применения систем искусственного интеллекта для гражданского общества, политиков и частного сектора, направленных на предотвращение, снижение риска возникновения и эскалации угроз и проблем при применении систем ИИ на рынке труда. Это принципы прозрачности, ответственности, автономии, конфиденциальности, социальной справедливости и непричинения вреда человеку. Выделенные принципы могут служить этическим императивом, способствующим укрепление социальной сплоченности в эпоху бурного развития искусственного интеллекта.
Статья посвящена исследованию взаимосвязи между общественным законом и беззаконием в контексте социальной философии. Автор анализирует классические и современные философские концепции, включая теории Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, К. Маркса, Э. Дюркгейма, Ж. Батая и Дж. Агамбена, чтобы раскрыть природу этих понятий и их роль в социальном порядке. Особое внимание уделяется выявлению степени статичности и динамики общественного закона, которая актуальна по отношению к анализу кризисных явлений современного общества (политические волнения, экономическое неравенство, дисфункция традиционных институтов, возникновение новых форм социальной организации). В работе представлен переход от классической репрезентации на проблему понятий общественного закона и беззакония в виде их противопоставления к принципиально новой парадигме, предполагающей их внутреннюю координацию и глубокую взаимосвязь. Автор также раскрывает степень взаимной обусловленности в генезисе данных понятий. Новизна исследования заключается в доказательстве тезиса о диалектическом единстве общественного закона и беззакония, что опровергает их традиционное противопоставление в социальной философии. Авторская модель на основе логики различия впервые позволяет интерпретировать кризисы современности (криптоэкономика, сетевые сообщества) как следствие динамики этого единства. Статья вносит вклад в развитие методологии социальной философии, предлагая новые перспективы для анализа современных вызовов, таких как криптоэкономика и виртуальные сообщества.
В статье проанализирован один из составляющих религию элементов - религиозная деятельность, которая бывает культовой и внекультовой. Наибольший интерес для исследования представляет внекультовая деятельность религиозных организаций. На современном этапе развития общества через внекультовую деятельность религиозные организации проявляют активность в практической сфере. Это миссионерство, благотворительность, религиозное образование, помощь социально незащищенным слоям населения и многое другое. В исследованиях такой вид деятельности получил название «социальная деятельность». Государство обращает большое внимание на данный вид деятельности религиозных организаций, поддерживая ее различными способами. В статье приведены примеры подобной деятельности со стороны традиционных религиозных организаций, в частности социальная деятельность в пенитенциарной системе. Отмечается, что такие религиозные организации, как православие, ислам, иудаизм, разработали социальные принципы, в которых указали основание социальной деятельности.
В статье анализируются задачи «мягкой силы» в условиях растущей агрессии международных контактов и кризиса дипломатических служб. Обосновано значительное влияние организованной формы «мягкой силы» для достижения внешнеполитических целей без использования военной составляющей. Задачи рассматриваются с позиций силового, инфлюентного, технологического, коммуникативного, конструктивистского, инструментального и ресурсного подходов. На основе анализа текущей политической картины мира предложены примеры форм «мягкой силы». Подчеркнута важность развития межгосударственного мирного конструктивного диалога на основе ресурсов «мягкой силы».
В статье рассматриваются социальные проблемы индивидуализации и индивидуализированного общества, раскрытые в теориях английского социолога и философа Зигмунта Баумана и немецкого социолога Ульриха Бека. Индивидуализация стала рассматриваться как важный конструкт, характеризующий общество «второго модерна», как один из специфицирующих маркеров происходящих изменений. Ключевой момент социальной трансформации заключается во все большем отдалении людей, индивидов от социальных институтов, «частного от общего». Это можно увидеть в уменьшении значения классовых, религиозных, семейных и гендерных ролей. Происходит «эрозия» традиционных коллективных категорий. Важной особенностью процессов индивидуализации является требование активного участия индивидуума в своей судьбе. Человек вынужден под влиянием внешних сил постоянно делать выбор и нести исключительно индивидуальную ответственность за свою судьбу в отличие от прежней эпохи. На примере темы трудовой занятости в статье речь идет о проблеме прекаризации и прекариата, в том числе в России. В статье затронуты и такие социальные следствия процесса индивидуализации, как трансформация семейных и межличностных отношений.
Статья посвящена анализу социально-философских оснований института образования в буддизме. Автор рассматривает цели, методы буддийского образования и его значение для духовного развития человека и общества. В заключение приходит к выводу, что образование в буддизме - это не простое накопление знаний, а помощь на пути целостной трансформации сознания, пути, ведущего к избавлению от страданий. Основными целями образования являются преодоление невежества (авидьи), развитие мудрости и сострадания, воспитание нравственности и, наконец, достижение просветления (нирваны). И образование на этом пути становится именно средством, а не самоцелью.
Одним из эпохальных феноменов современности, требующим философского осмысления, является фантастический взлет Китая в начале ХХ! в. По мнению большинства китайских, отечественных и западных синологов, процветание современного Китая связано с выбором социалистического пути «коммунистического развития» (К. Маркс). Исследовательская задача авторов статьи состоит в том, чтобы раскрыть идейные истоки и концептуальное содержание социализма с китайской спецификой в новую эпоху. Авторы полагают, что преимущество социализма с китайской спецификой в новую эпоху зиждется на плодотворности китаизированного и осовремененного марксизма. Средоточием авторского дискурса является победоносная эвристическая миссия марксизма-ленинизма в Китае. Марксизм-ленинизм завоевал победу в Китае потому, что, во-первых, он синтезирован с китайской культурой и китайской реальностью, во-вторых, он постоянно обогащает себя, адекватно реагируя на новые требования практики и новый вызов времени. Социализм с китайской спецификой в новую эпоху авторы характеризуют как выдающийся образец творческого применения на практике основных принципов марксизма-ленинизма в сочетании с гуманистическими идеями традиционной китайской культуры. Концепция социализма с китайской спецификой в новую эпоху, по мнению авторов, представляет собой поиск новых путей формационно-цивилизационного развития, отличных как от западных, так и советских моделей социализма, как от неолиберальных, так и неоконсервативных форм социальной эволюции. Статья написана на основе рефлексивного анализа сочинений Мао Цзэдуна, Дэн Сяопина, Си Цзиньпина, а также материалов XIX и XX съездов Коммунистической партии Китая.
В статье рассматриваются проблемы возведения Бурятского участка БАМа. Анализируются основные мотивы сооружения трассы, превращения ее во всенародную стройку, формы и методы вовлечения в число строителей представителей всех национальных и социально-классовых общностей и групп страны. Обсуждаются социальные, духовно-нравственные проблемы бамовцев, включение научных подразделений Бурятии в решение производственных и социально-культурных вопросов в местах возведения трассы. Показана практика возведения на БАМе городов, поселков городского типа, забота об их благоустройстве, бережное отношение к экологии рассматриваемой местности. Все это создается совместными усилиями россиян.
В статье представлен анализ социальных задач современной модельной библиотечной сети. В основе рассуждений авторские оценки трансформации общественных стратегий, определивших динамику социальных институтов. В фокусе внимания авторов примеры моделей выгод включенности модельной библиотечной системы в социальные практики: формирование повестки развития культуры как основы национальной безопасности, повышение управляемости работы с различными категориями граждан, дополнительные ресурсы для решения текущих административных задач в регионе, развитие сельских территорий через развитие человеческого потенциала во взаимодействии с учреждениями культуры, повышение туристической привлекательности регионов, разработка концепции развития музеев в широком партнерском взаимодействии, интегрированная модель формального и неформального образования в сетевом взаимодействии с учреждениями культуры. Обоснованы значительные потенции модельной библиотечной сети в создании и развитии условий для повышения индекса приверженности населения к территории проживания.
В статье осуществляется анализ осмысления проблемы архаизации в современном социально-гуманитарном дискурсе России. Отмечается активность обсуждения данного феномена на самых разных уровнях: от авторских блогов в сети Интернет до монографических работ в академических изданиях. Большинство исследователей придерживаются критической позиции, ими утверждается невозможность осуществления модернизационных преобразований в силу средневекового характера самого государства с сырьевой экономикой и особым вниманием к архаичным культурным ценностям. Автор работы подчеркивает важность исследований, в которых предпринята попытка осуществить методологический анализ процессов архаизации и увидеть ее диалектическую взаимосвязь с процессами модернизации. Отстаивается точка зрения об утрате актуальности прямолинейной западной модели модернизации и возможности будущих трансформаций российского социума с использованием потенциала архаических оснований и стратегий.
В статье представлен анализ дефиниций концепта «мягкая сила» с позиций силового, инфлюентного, технологического, конструктивистского, инструментального, ресурсного, романтического подходов. Обоснована потребность развития социально-философского анализа феномена в силу его перспективности как в теоретическом осмыслении, так и в ревитализации дипломатических принципов применения ненасильственных методов и технологий влияния. С позиций социально-философского анализа внесены коррективы в семантическое поле понятия. «Мягкая сила» понимается как стратегический ресурс государства, организации или группы, который выражен комплексом ненасильственных методов и технологий влияния, реализуемых с целью обеспечить расположение объекта воздействия в свою пользу и требующих определенных материальных и нематериальных затрат. Авторами акцентировано внимание на значительной перспективности диалоговой формы «мягкой силы» в современном политическом дискурсе.
В статье рассматривается содержание философского принципа антропоцентризма в сопряжении с экологическими проблемами современности. Безусловная актуальность последних, исходящая от них возможная угроза существованию человечества привели, в частности, к критике идеи антропоцентризма и появлению неатропоцентристских форм мировоззрения: натуроцентризма, экоцентризма, нон-антропоцентризма и т. д. Однако сложившаяся в мировом дискурсе ситуация фактического отвержения антропоцентризма со стороны нон-антропоцентристских движений, философии «глубинной экологии», а также в контексте обсуждения потенциальных возможностей искусственного интеллекта, по мнению авторов, таит неменьшие угрозы человеческому существованию, поскольку сегодня поиск возможных путей и способов решения многочисленных проблем современного мира и ответственность за результаты и последствия любых предпринятых действий целиком и полностью ложатся на плечи центрального элемента мироздания - человека.