Статья представляет собой анализ растущей роли Telegram-каналов как инструмента формирования повестки дня в современных медиа-экосистемах, с особым акцентом на Россию. В исследовании акцентируется внимание на значительных изменениях в паттернах медиапотребления, выделяя Telegram как платформу, способную обходить традиционные медиа-фильтры, предоставляя возможность прямого и неотфильтрованного распространения новостей и общественных мнений. В работе рассматриваются политические, технологические и регуляторные контексты, которые способствовали расцвету Telegram, ставшего доминирующим источником информации в условиях ограничений иностранных платформ. Особое внимание уделяется способности Telegram предоставлять немедленный доступ к информации, что стало особенно важным в условиях, когда традиционные средства массовой информации сталкиваются с нарастающими ограничениями. В рамках исследования отмечается, что структура Telegram, построенная на децентрализованной сети каналов, кардинально изменяет медиапейзаж, предоставляя как профессиональным журналистам, так и обычным пользователям возможность быть не только создателями контента, но и установщиками повестки дня. Сравнив Telegram-каналы с другими цифровыми медиа, автор исследует их эффективность в воздействии на общественное восприятие, особенно в контексте формирования альтернативных политических нарративов, которые могут быть исключены из основного информационного поля. В заключение автор утверждает, что Telegram-каналы существенно трансформировали механизмы распространения информации, став важным инструментом в развитии общественного дискурса и политического принятия решений в цифровую эпоху.
В современной ситуации мощная волна информационных продуктов охватила население планеты. Цифровизация массмедиа способствует выходу огромного количество кинофильмов разных форматов и контекстов, выпускающихся мировой киноиндустрией. В соответствии с данным бурным процессом технологической интеллектуализации в духовно-нравственной сфере российского общества на первый план выходят проблемы развития медиакритики, являющейся важнейшим сегментом всей системы средств массовой информации, в котором, как и в других сферах журналистского творчества, выделяются определенные жанровые формы. Наиболее популярной среди массовой аудитории является кинорецензия. Исследование данного критического концепта имеет важную роль в теории жанрообразования, поскольку данная современная жанровая форма позволяет специализированным медиа более оперативно, действенно взаимодействовать с целевой аудиторией, авторам критических публикаций оптимально решать профессиональные творческие задачи, релевантные запросам стратифицированной аудитории. Кроме того, структура и содержание критического медиатекста способствуют эффективному выстраиванию действенной коллаборативной коммуникации. Сфокусированная на урегулировании спроса и предложения на медиарынке страны, кинорецензия ориентирует аудиторию на противостояние с фейковыми новостями, нарушениями нравственно-этических норм, инициирует основы медиаграмотности и медиааналитики в сознании аудитории. В связи с этим, комплексное исследование жанровой специфики кинокритики, ее функциональных особенностей, а также осмысление категории оценочности современного кинорецензирования — чрезвычайно перспективное направление в теории современной журналистской науки. Актуальность темы статьи обусловлена процессами активной цифровой динамики в системе российских СМИ, функциональными особенностями продуктов журналистской деятельности, вызванными внедрением в журналистскую практику новационных технологических процессов, трансформационными переменами в структурно-содержательных параметрах форм творчества киноиндустрии в графических, аудийных, визуальных массмедиа. Цель исследования — рассмотреть функциональные параметры, категорию оценочности в жанре кинорецензии, являющейся важным структурно-содержательным сегментом современной социокультурной медиасреды. Задачи исследования — детерминация кинорецензии в качестве сложившейся жанровой категории в системе массмедиа; выявление современных функциональных особенностей; содержательная аргументация критериев оценочности медийной формы на конкретных эмпирических примерах. Методология статьи основывается на сочетании типологического, структурно-семиотического и субъект-объектного подходов. В настоящем исследовании данные подходы дополняются частно-операциональными методами (наблюдение, изучение документов, контент-анализ), а также общенаучными (анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция), применение которых обусловливается целями и задачами статьи.