Архив статей

ВОВЛЕЧЕННОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ В БЛАГОУСТРОЙСТВО ГОРОДОВ: ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ РЕШЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 1 (218), Том 13 (2025)
Авторы: Долгаева Евгения Ивановна, Кастолина Анжелика Сергеевна

Введение. Показатели, характеризующие степень вовлеченности россиян в благоустройство и развитие городов, складываются в противоречивую картину. С одной стороны, по официальным данным, интерес к этому виду социальной активности растет, динамика количественных показателей положительна, с другой – уровень доверия к органам местного самоуправления снижается, а общественные активисты говорят о недостаточном участии населения в благоустройстве городской среды. Цель исследования – выявить основные проблемы, снижающие уровень вовлеченности россиян в благоустройство городов, предложить рекомендации по совершенствованию практик их участия в городском развитии.

Материалы и методы. В рамках исследования проанализированы 28 источников, опубликованных в период с 2020 по 2024 г. и посвященных вопросам вовлеченности жителей в процесс благоустройства городов в России и зарубежных странах. В качестве источников использованы статьи, взятые из российских электронных библиотек, а также нормативно-правовые акты.

Результаты исследования. Анализ показал увеличение интереса россиян к благоустройству городской среды и наличие потенциала для предметного вовлечения в конкретные проекты. Сравнение наиболее успешных практик, применяемых в этой сфере за рубежом, с российскими подходами позволило обнаружить ключевую проблему, заключающуюся в качестве коммуникации городских властей и граждан. В России есть практики, которые в той или иной мере способствуют вовлечению, однако они не могут сравниться с зарубежными аналогами по разнообразию, демократичности и неформальности.

Обсуждение и заключение. Основой роста вовлеченности россиян в благоустройство и развитие городской среды является дебюрократизация существующих механизмов коммуникации между всеми заинтересованными сторонами и расширение разнообразия соответствующих практик: цифровых, интерактивных и обучающих, развивающих партнерство и сотрудничество.

Сохранить в закладках