Реформы законодательства Российской Федерации в области персональных данных последних лет свидетельствуют об усилении гарантий защиты прав субъектов персональных данных и одновременно позволяют проследить тенденцию по возложению необходимых для их обеспечения правотворческих полномочий на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций. При этом образуемую нормами федерального законодательства и делегированного правотворчества систему нормативного правового регулирования предлагается рассматривать в парадигме права на защиту персональных данных с учетом предъявляемых к делегированию правотворческих полномочий конституционно-правовых требований. Анализ законодательных норм, возлагающих на Федеральную службу по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций полномочия по нормативному правовому регулированию, а также принятых на их основании актов делегированного правотворчества свидетельствует об отсутствии в них отдельных элементов правовой определенности, являющейся существенным условием эффективной защиты не только прав субъектов персональных данных, но также прав и законных интересов операторов персональных данных. Следствием этого является расширение предмета подзаконного нормативного правового регулирования, вызванное потребностью в обеспечении системной согласованности правовых норм, а также предоставление Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций чрезмерной дискреции в отношении принимаемых ею актов, что в отдельных случаях приводит к ослаблению гарантий защиты прав субъектов персональных данных и необоснованному ограничению прав операторов персональных данных.
Технологическая революция привела к переосмыслению роли инфор мации и персональных данных, которые ныне рассматриваются как самостоятельный объект гражданских прав, обладающий экономической ценностью и активно вовлеченный в гражданский оборот. Такое положение вещей порождает новые риски и угрозы для основных прав человека, включая право на неприкосновенность частной жизни, защиту личной тайны и сохранение идентичности. В связи с этим возникает необходимость в эффективных правовых механизмах, обеспечивающих защиту указанных прав в условиях стремительного технологического развития. В статье подробно рассматривается институт Хабеас дата, закрепленный в Конституции Аргентины, обеспечивающий оперативную и доступную судебную защиту персональных данных, включая возможность их получения, исправления, удаления или установления режима конфиденциальности. Особое внимание уделено анализу закона, регулирующего порядок сбора, хранения, обработки и передачи персональной информации, а также чувствительных данных. Представлен обзор судебной практики, иллюстрирующей применение данного института. Методологическая основа исследования включает аналитико-описательный подход с использованием нормативных и доктринальных источников, а также решений судов, что позволяет глубоко раскрыть затронутую проблематику и продемонстрировать значимость Хабеас дата в современной правовой системе.