Архив статей

Система критериев и показателей эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Бобылева Ирина Анатольевна, Семья Галина Владимировна, Меркуль Ирина Анатольевна, Шпитальская Ирина Юрьевна

Контекст и актуальность. В России в условиях институционализации сегодня воспитывается около 32 тысяч детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Воспитательная работа в организациях для детей-сирот играет важную роль в формировании их социальной адаптации и личностного развития. Эффективность такой работы требует комплексного подхода, включающего оценку качества процессов, условий и достигнутых результатов. Эти аспекты помогают определить степень соответствия воспитательных мер целям и задачам учреждений для детей-сирот. Цель. Разработать систему критериев и показателей для оценки эффективности воспитательной работы в организациях для детей-сирот. Гипотеза. Учитывая особенности развития детей-сирот в условиях институционализации, наличие травматического опыта, условия их проживания, раннее начало самостоятельной жизни, система критериев и показателей эффективности воспитательной работы должна включать оценку качества процесса, качества условий и качества результатов воспитательного воздействия, в том числе в среднесрочной перспективе после выхода подростков из учреждения. Применение данной системы позволит улучшить качество воспитательной работы путем создания объективных механизмов оценки ее эффективности. Методы и материалы. Для разработки данной системы были проанализированы научные публикации и проведен опрос среди руководителей организаций для детей-сирот. На основе полученных данных определены критерии и показатели, позволяющие объективно оценивать каждый из аспектов воспитательной работы. Показатели дополнены конкретными индикаторами, позволяющими оценить организационные процессы, внешние и внутренние условия, а также немедленные, социальные и долгосрочные результаты воспитания. Результаты. Предложенная система позволяет комплексно оценивать эффективность воспитательной работы через призму трех основных аспектов. Она помогает выявить сильные и слабые стороны воспитательного процесса, обеспечить благоприятную среду для воспитания и отслеживать достижения воспитанников. Разработанная система служит инструментом для повышения качества воспитательной работы и соответствует целям мероприятий, предусмотренных Планом основных мероприятий в рамках Десятилетия детства. Выводы. Данная система критериев и показателей обеспечивает целостный подход к оценке эффективности воспитательной работы в учреждениях для детей-сирот. Это важный инструмент для мониторинга и улучшения качества воспитательной работы, направленной на поддержку и развитие детей, оставшихся без родительского попечения.

Сохранить в закладках
ОТ РЕДАКТОРА (2025)
Выпуск: № 1, Том 6 (2025)
Авторы: Семья Галина Владимировна

Представляем вам первый номер журнала «Социальные науки и детство» в 2025 году, в который вошли 5 статей, анализирующих широкий спектр проблем из разных областей социальных наук, но практически объединенных сочетанием — современные вызовы.

Сохранить в закладках