ISSN 2312-461X · EISSN 2312-4628
Языки: ru · en

Архив статей журнала

ЙИНЛИ МОЛЛА В НОГАЙСКОЙ СТЕПИ: ФЕНОМЕН СОВЕТСКОГО ИСЛАМА (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: Ярлыкапов Ахмет Аминович

Анализируется такое явление, как муллы, связанные с джиннами. Такие служители культа брались защищать людей от посягательства невидимых, но могущественных соседей, способных причинить людям много вреда. Феномен йинли молла в Ногайской степи расцвел к 1930-1940 гг. и сошел на нет уже в 1980-е гг., став ярким элементом конструируемого антропологами советского ислама. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сохранить в закладках
НАРРАТИВЫ О ДЖИННАХ И ДИНАМИКА СУФИЙСКОЙ РЕЛИГИОЗНОСТИ НА БАЛКАНАХ. ЭТНОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: ТРОФИМОВА Ксения Павловна

Данный текст представляет собой этнографический очерк, посвященный социальной работе локальных нарративов о джиннах и одержимости в суфийских сообществах Северной Македонии и Сербии. Обращение к образам джиннов рассматривается как ключ к пониманию внутренних механизмов работы с исторической и социальной памятью, а также динамики властного ландшафта. Прослеживается фрагментированность религиозного пространства и столкновение в нем разнообразных исламских дискурсов. Автор подчеркивает в своих наблюдениях ту роль, которую нарративы о джиннах играют в актуальных трансформациях суфийских традиций в регионе. Очерк включает в себя два кейса, посвященных инициативам по ревизии религиозного знания и практики, а также усложнению сакрального ландшафта, которые иллюстрируют динамику религиозных процессов в локальной суфийской среде. Публикуется в соответствии с планом научно-исследовательских работ Института этнологии и антропологии РАН. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сохранить в закладках
ДЖИННЫ И ДИВЫ КАК «ЧУЖИЕ»: ДЕМОНИЗАЦИЯ ОБРАЗА ВРАГА В КЛАССИЧЕСКОЙ МУСУЛЬМАНСКОЙ ТРАДИЦИИ И ЕЕ ИСТОКИ (2024)
Выпуск: № 1 (2024)
Авторы: БАШАРИН Павел Викторович

Анализируются истоки отдельных мотивов, связанных с демонизацией образа «другого» в классической мусульманской традиции, и на основе текстологического анализа выявляются основные закономерности развития данной мифологемы. Материалом для анализа служит корпус арабских и персидских текстов разных жанров: исторических (ат-Табари, ал-Джувайни, Хвандамир, Ша-раф ад-Дин Бидлиси), географических (жанр ‘аджа’иб), фольклорных («Тысяча и одна ночь»), эпической поэзии (Фирдауси, Низами), богословской литературы (Мухаммад ат-Туси). К доисламскому времени восходят такие мотивы, как поход героя на населенную демонизированными врагами землю и демонизация чернокожих. Сильный противник часто ассоциируется с демонами. Это подчеркивает его сверхчеловеческие боевые качества. Наиболее репрезентативным случаем является демонизация образа завоевателей, таких как монголы. Особенно частотен прием демонизации противника в официальных хрониках начиная с тимурид-ского периода. Сравнение с демонами к XIV-XV вв. стало важной составляющей мусульманской этики. Наиболее наглядно демонизация чужаков представлена в изобразительном искусстве: от монументальной живописи домусульманской Средней Азии до книжной миниатюры. Показательным примером являются изображения демонов в живописи Сийах Калама. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Сохранить в закладках