Архив статей

Положение женских монастырей Ставропольской (Кавказской) епархии в начале XX века (2025)
Выпуск: Том 12, № 2 (2025)
Авторы: Немашкалов Павел Григорьевич, Шебзухова Татьяна Александровна

Введение. Православное женское подвижничество на Северном Кавказе особая страница истории региона, о которой мало что известно. Причина заключается в том, что если ставропигиальные женские обители России были включены в общероссийские процессы, и о них сохранились сведения, то на окраинах страны они вели уединенную христианскую жизнь и редко становились центрами общественного внимания. Апеллируя к обрывочным сведениям архивных документов, авторам удалось проследить общие тенденции их развития в регионе, выделить специфические особенности положения отдельных из них.

Материалы и методы. На примере положения женских монастырей Северного Кавказа авторами проводиться анализ их деятельности, определяется специфика положения и статуса в зависимости от региона их расположения. Особое внимание уделено роли учредителей обители и личностям их настоятельниц, что определяло судьбу самого монастыря и влияло на характер монастырской повседневности.

Анализ. Несмотря на видимую замкнутость обителей, их отчужденность от светского мира, происходящие события в нашей стране в начале XX века повлияли и на их монастырский уклад. Проблемы общества, падение нравов, низкая общественная мораль разрушали устоявшийся веками уклад, но многие женские монастыри смогли противостоять этому слиянию, сохранит традиции и, несмотря на революционные события, возродить православие в обществе. Исследование проведено с использованием принципов междисциплинарного подхода, что позволило рассмотреть проблему в её целостности, объединить данные, полученные по разным направлениям монастырской жизни, взглянуть на проблему места обителей в российском обществе XX века. Используемый метод позволил провести современное историческое исследование с позиций исторической антропологии.

Результаты. В итоге авторы приходят к выводу о том, что оказываемое влияние внешнего мира на внутреннюю жизнь женских монастырей приводило к определенным проявлениям девиации, но сложившийся их самобытный уклад и глубокая вовлеченность в систему социальных отношений не давали становиться опорой революционных настроений.

Сохранить в закладках