В статье рассматриваются вопросы результативности решения задач формирования ценностных ориентаций у молодого поколения россиян в системе социально-проектной деятельности. В основе анализа лежит исследование процесса трансформации мировоззрении молодых участников конкурсов патриотической направленности в сторону одобрения и принятия в качестве руководства к действию базовых ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах, соответствующих нормативно-правовых документах, в федеральных целевых программах и национальных проектах. Эмпирические исследования проводились методом опроса и верифицировались контент-анализом отзывов участников проекта. Целью исследования является выявление и установление связи между динамикой изменений ценностных установок молодых участников и их участием в проектах патриотической направленности в рамках федеральных целевых программ, а также выявление роли институтов гражданского общества при реализации этих программ. Выводы. В результате проведенного исследования авторы приходят к выводу, что социально-проектная деятельность, лежащая в основе проектно-целевого подхода к решению задач, сформулированных в национальном проекте «Молодежь и дети», имеет положительную динамику. Авторы делают вывод, что проектно-целевой подход позволяет включать институты гражданского общества в процесс воспитания молодого поколения и получать искомый результат в формировании ценностных ориентаций, сформулированных в действующих Федеральных государственных образовательных стандартах.
Изучение жизненных ориентиров студенчества важно для понимания процессов, происходящих в сознании молодого поколения, формирующегося под воздействием разных факторов и субъектов. Цель исследования - определить особенности и динамику жизненных ориентаций студенческой молодежи на основе их ценностных и целевых приоритетов. Результаты исследования жизненных ориентаций студенческой молодежи и их динамики продемонстрировали смещение ценностных приоритетов в сторону ценностей индивидуализации, а также укрепление позиций ценностей адаптации. Ценности социализации, связанные с социальным взаимодействием, интеграцией в обществе, отошли на второй план. Выход на первый план ценностей индивидуализации, с одной стороны, означает стабилизацию социально-экономической ситуации в стране, когда молодежь может сместить фокус внимания с ценностей, обеспечивающих выживание, на ценности самосовершенствования и самоактуализации. С другой стороны, приоритет ценностей индивидуализации знаменует культурно-ценностную трансформацию российского общества, риска межпоколенческого ценностного разрыва. Анализ динамики гендерных различий ценностных ориентаций указывает на трансформацию гендерных ролей, смещение традиционного для мужчин фокуса с адаптации на индивидуализацию, а также возрастание роли женщин в поддержании адаптационных механизмов.