Архив статей журнала
Целью исследования является оценка реальных перспектив создания цифровых карт участков автомобильных дорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам. Методы. С помощью сравнительно-географического метода исследования проанализированы различные источники, содержащие информацию об использовании в ХХI в. геоинформационных технологий (ГИС-технологий) для изучения опасных природных процессов (явлений), развитых на территории России, и как инструмента управления процессами эксплуатации автомобильных дорог. По результатам анализа оценена применимость геоинформационных систем для обеспечения безопасности автодорог, подверженных этим процессам. Результаты. Приведены примеры использования ГИС-технологий для разработки цифровых картографических произведений по опасным природным процессам и создания цифровых сервисов автомобильных дорог страны, которые позволяют решать разноплановые задачи по их эксплуатации и безопасности движения. В работе обосновывается необходимость разработки цифровых карт участков автомобильных дорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам, оцениваются реальные перспективы их создания и описываются основные этапы работ. Выводы. Проведенный анализ свидетельствует о несомненной возможности применения ГИС-технологий для обеспечения безопасности автомобильных дорог страны, подверженных опасным природным процессам. В работе представлен алгоритм основных действий по созданию цифровых карт участков автодорог Северного Кавказа, подверженных оползневым и обвально-осыпным процессам.
Целью исследования является анализ мониторинга земель в сложных инженерно-геологических условиях Южного берега Крыма. Методы. Мониторинг выполнялся на базе геофизического метода естественных импульсов электромагнитного поля Земли (ЕИЭМПЗ). Результаты. На основании проведенного мониторинга было установлено, что участок имеет зоны с различной концентрацией напряжений, что показывает возможную неустойчивость массивов горных пород исследуемой территории. Выводы. Данные исследования дают возможность избегать негативных последствий в условиях строительства и эксплуатации объектов капитального строительства.