Последние два с половиной десятилетия (в разные годы) летом на 7 постоянных маршрутах проводились учеты птиц в сельских населенных пунктах разных природно-территориальных комплексов Нижегородской области. В некоторых из них птиц учитывали на протяжении нескольких лет. Практически везде использовали маршрутный метод с нефиксированной полосой учета. Всего было отмечено 113 видов птиц (в том числе редких) из 13 отрядов, 35 семейств. Общими для всех населенных пунктов отмечены 10 видов. Лидируют по обилию в большинстве случаев деревенская ласточка Hirundo rustica Linnaeus, 1758 и полевой воробей Passer montanus (Linnaeus, 1758), реже - белая трясогузка Motacilla alba Linnaeus, 1758. Четких территориальных отличий между населением птиц разных природно-территориальных комплексов не выявлено. Орнитокомплексы неоднородны по разным характеристикам как в пространстве, так и во времени. Население птиц сельских населенных пунктов, расположенных среди крупных лесных массивов, отличается высоким видовым богатством, включая фоновые виды, максимальным видовым разнообразием, низкой долей участия доминантов. При кластерном анализе они объединяются в общую группу. Близки к ним по видовому разнообразию орнитокомплексы населенных пунктов со сложно структурированным пространством, окруженных открытыми ландшафтами в сочетании с овражно-балочными лесами.
Работа посвящена истории исследования памятников красномостовского типа финального неолита лесной зоны Среднего Поволжья. В изучении материалов красномостовского типа выделено два этапа. На первом этапе (вторая половина 1970-х - середина 1990-х гг.) был сформирован основной корпус источников по данной проблематике и определено культурно-хронологическое положение красномостовских материалов среди комплексов неолита-неолита Волго-Камья. Наиболее дискуссионным в данный период являлся вопрос о культурном статусе красномостовских материалов. На втором этапе (конец 1990-х гг. - настоящее время) происходит сокращение полевых работ по изучению красномостовских памятников, основное внимание уделяется проблеме происхождения комплексов финального неолита и их участия в сложении средневолжского варианта волосовской культурно-исторической общности. В этот период для решения вопросов, связанных с проблемой генезиса красномостовских материалов, начинают привлекаться данные по радиоуглеродному датированию и результаты технико-технологического анализа керамической посуды. В результате работ коллектива исследователей к настоящему времени для красномостовских комплексов определено их происхождение, время существования и дальнейшая судьба. Наиболее острым является вопрос о соотношении с культурными образованиями сопредельных территорий.
Цель исследований заключается в оценке новых элитных сортов черешни Cerasus avium (L.) Moench по важнейшим хозяйственно-биологическим характеристикам и выделении перспективных образцов для промышленного выращивания и селекционного использования. В последние годы площади под возделывание черешни значительно увеличились благодаря созданию зимостойких и устойчивых к болезням сортов. Тем не менее из всего разнообразия сортов, представленных в Госреестре РФ, лишь небольшая часть подходит для выращивания в условиях Среднего Поволжья. В настоящей статье представлены результаты первичного изучения 12 элитных форм черешни в сравнении с контрольными сортами Чермашная (раннего срока созревания) и сортом Фатеж (среднего срока созревания) за последние 4 года с 2019 по 2022 гг. Были изучены такие показатели черешни, как зимостойкость, продуктивность, устойчивость к болезням и вредителям, сроки созревания и качество плодов. Выделены элитные сорта, отличающиеся высокой зимостойкостью, продуктивностью (20 и более кг с дерева), крупным размером плодов (свыше 5 г), отличным вкусом (более 4,5 балла). Выявлены элитные формы черешни, устойчивые к монилиозу и слабо повреждающиеся вишневой мухой. По итогам первичного сортоизучения в госсортоиспытание в 2021-2023 годах переданы 3 сорта черешни: Нюша, Олечка и Лиза.
В статье рассматривается вопрос хронологии и содержания этапов раннего неолита Верхнего и лесного Среднего Поволжья. Учитывались наиболее валидные радиоуглеродные даты, полученные по углю, костям животных и нагару, имеющие невысокий показатель δ¹³C. Раннему этапу верхневолжской (волго-окской) культуры соответствуют определениям конца VII - первой трети VI тыс. до н. э. В лесном Среднем Поволжье значения свидетельствуют о неолитизации около 6800 BP при импульсе от елшанской культуры. В сравниваемых регионах наибольшие сходства отмечаются в начальный период. С 6500 лет BP в верхневолжской культуре развиваются накольчатая и зубчатая традиции орнаментации. В Марийские леса около этого рубежа проникают носители керамики с подтреугольными/подовальными наколами. Зубчатая и пунктирная техники в дубовско-отарской культуре не представлены. В верхневолжской среде с 6300 BP появляется гребенчатый, прочерченный и ямочный, включая белемнитный, орнамент завершающего этапа раннего неолита. В лесном Среднем Поволжье до начала V тыс. до н. э. существует накольчатая традиция вплоть до контактов с льяловской и камской культурами. Можно заключить о различающихся хронологических и содержательных этапах в раннем неолите двух регионов.