Автор исследования предлагает контекстное определение понятия «эстетическое сознание», разработанную им модель эстетической организации вокально-хоровой деятельности, формулирует педагогические условия формирования эстетического сознания в вокально-хоровой деятельности в интерпретации хоровых произведений. Эти данные выступают как результат исследования, имеющего своим предметом формирование эстетического сознания студентов в вокально-хоровой деятельности. В контекстном определении эстетического сознания автор опирается на изучение генезиса идей об эстетике и эстетическом сознании в философии, искусствознании, музыкознании, а также на идеи о формировании эстетического сознания в психологии и музыкальной педагогике. Наиболее эффективный путь формирования эстетического сознания - приобщение к многовековым певческим эстетическим традициям в процессе художественно-исполнительского творчества, к опыту интерпретации произведений в хоровом искусстве. В работе подчеркивается, что принадлежность хорового пения к коллективным видам музицирования создает особые условия формирования эстетического сознания студентов. Педагог-хормейстер должен наблюдать за возникающими в творческом процессе интерпретации художественно-педагогическими функциональными ситуациями, используя их как педагогическое средство, дающее инструментальную возможность приобщения участников хорового коллектива к эстетическим ценностям друг друга. Музыкальная педагогика рассматривается автором как особая профессиональная сфера действительности, имеющая свои выразительные формы, воспринимаемые и усваиваемые как ценность непосредственно чувствами в целенаправленной деятельности по решению художественно-педагогических задач. Эстетическая ценность выразительных форм предмета «музыка» в рамках всех преподаваемых на его основе дисциплин имеет мощный ярко выраженный педагогический потенциал и выступает средством формирования эстетического сознания будущего педагога-музыканта.
Профессиональная подготовка будущих офицеров (в том числе, и офицеров военно-оркестровой службы) является ключевым аспектом функционирования современного высшего военного образования, обеспечивающего становление и развитие высококвалифицированных специалистов, способных эффективно выполнять функционально-должностные обязанности в условиях (реалиях) ратной службы. Важное место в этой профподготовке занимают педагогические условия, которые реализуются в образовательном (учебно-воспитательном) процессе военного университета и служат основой для формирования профессиональных компетенций, личностных и профессионально значимых качеств будущих военных лидеров. В данной статье рассматриваются различные отечественные и зарубежные подходы к определению сущности профессионализма военного дирижёра, а также раскрывается содержательно-структурное наполнение понятия педагогических условий, необходимых для профессиональной подготовки будущих офицеров, и анализируются их ключевые особенности. В статье профессионализм военного музыканта рассматривается как комплексное явление, включающее в себя военно-физические, музыкально-технические, творческие и педагогические аспекты; обосновывается необходимость создания специальных педагогических условий для его формирования в контексте функционирования военных вузов; анализируются ключевые компоненты образовательного процесса военного вуза, которые влияют на эффективность профподготовки будущих офицеров военно-оркестровой службы к выполнению служебных задач.
В статье раскрывается проблема воспитания студенческой молодежи, готовой к осуществлению здорового образа жизни. Обосновывается, что готовность студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни является личностным образованием, обладающим структурой и включающим когнитивный, аксиологический, эмоционально-волевой, деятельностный компоненты. Раскрывается содержание компонентов готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни: знание о человеке, о здоровье, о здоровом образе жизни и его составляющих (когнитивный компонент); ценности «здоровье», «здоровый образ жизни», «человек», «жизнь» и др. (аксиологический компонент); позитивные эмоции: «радость», «воодушевление», «умиротворение» и др. и волевые качества: «целеустремленность», «настойчивость», «инициативность» и др. (эмоционально-волевой компонент); действия и поступки студента по ведению здорового образа жизни: регулярная физическая активность, соблюдение правил личной гигиены и режима дня и др. (деятельностный компонент). Обосновывается, что педагогические условия формирования готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни представляют собой систему мер педагогического воздействия, направленных на освоение студентами знаний, приобщение к ценностям, развитие их эмоционально-волевой сферы, ориентацию на совершение действий и поступков, образующих (знания, ценности и др.) содержание соответствующих компонентов готовности, реализуемую (система мер) с опорой на возможности образовательной среды медицинского вуза, обеспечивающие здоровый образ жизни студентов. Определяются педагогические условия, реализация которых обеспечивает эффективное формирование готовности студентов медицинского вуза к ведению здорового образа жизни.
В статье обосновывается роль воспитания в условиях высшей школы в формировании поколения специалистов, для которых моральные нормы, нравственные ценности и профессионализм неразделимы. Раскрывается значение научных подходов к организации воспитательного процесса в вузе для обеспечения методологической обоснованности, целенаправленности и результативности воспитания студентов, обозначаются научные подходы к воспитанию в высшей школе (системный, аксиологический, синергетический, этико-педагогический и др.) и аргументируется необходимость определения педагогических условий реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза. На основании научных положений В. П. Бездухова, О. К. Поздняковой, А. И. Салова, Л. Л. Хоружей, И. М. Шадриной о сущности, содержании, назначении этико-педагогического подхода и особенностях его применения в высшей школе, выделены педагогические условия реализации этико-педагогического подхода к нравственному воспитанию студентов вуза: 1) создание нравственно-ценностного воспитательного пространства, 2) обеспечение интеграции этического и профессионального знания в образовательном процессе вуза, 3) развитие у студентов способности к этической рефлексии, 4) обеспечение этического наполнения педагогической деятельности преподавателя вуза, 5) вовлечение студентов в процессе как аудиторной, так и внеаудиторной деятельности в нравственные отношения.