Архив статей журнала

ПРИМЕНЕНИЕ НЕЙРОГРАФИКИ ДЛЯ ПРЕОДОЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОТЧУЖДЕНИЯ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Китаева Мария Петровна

Несмотря на то, что нейрографика является относительно молодым методом, десятилетняя история его применения показала его эффективность в решении ряда психологических проблем человека. Одной из значимых проблем современности является психологическое отчуждение (от себя, других людей и мира), которое может привести человека в состояние болезни, связанное с психосоматическими нарушениями функционирования организма, к совершению девиантных поступков, преступлений, самоубийства, различным формам зависимого поведения. Целью нашего исследования являлось изучение возможностей и ограничений метода нейрографики для достижения человеком целостности в процессе преодоления психологического отчуждения от себя, других людей и мира. Группа исследовательского курса НейроГрафики состояла из 24 женщин (средний возраст - 45,8 лет, стандартное отклонение - 8,3 лет). Контрольная группа состояла из 23 женщин (средний возраст - 46,4 лет, стандартное отклонение - 10,3 лет). Все женщины контрольной и экспериментальной групп склонны к творческой деятельности, связанной с саморазвитием (активно используют арт-терапевтические практики в своей жизни, занимаются на курсах личностного роста). Для оценки уровня психологического отчуждения были использованы следующие психологические методики: методика исследования самоотношения, шкала одиночества, короткий опросник Темной триады, шкала локуса контроля, шкала аномии, тест Метамодерн, определитель архетипа Пирсон-Марр. В качестве результатов нашего исследования мы можем отметить следующие значимые изменения в личности участников курса Нейро-Графики: 1) достижение более глубокого осознания себя, внутренней честности и открытости по отношению к самому себе; 2) понижение саморуководства; 3) выраженное понижение внутренней конфликтности; 4) понижение склонности манипулировать другими людьми; 5) понижение общего эгоцентризма, восприятия себя как наиболее значимого по сравнению с другими незначимыми людьми, стремления постоянно получать положительную обратную связь, подтверждающую выдающиеся особенности своей личности; 6) понижение выраженности чувства одиночества; 7) повышение направленности на результативность своей деятельности; 8) общее повышение баланса трех сторон в личности - направленности на духовное самосовершенствование, на получение эффективности выполняемой деятельности и на изучение мира и самого себя; 9) повышение ответственности за себя и свою жизнь; 10) повышение общей устойчивости в используемых и декларируемых нормах и ценностях; 11) повышение стремления делать что-то особенное, отличное от того, что делают другие; 12) удержание на том же уровне понимания мира как непростого; 13) понижение стремления управлять своим окружением. Результаты исследования могут быть применимы в помогающих практиках: психологическом консультировании, психотерапии, групповом и индивидуальном обучении, коучинге.

Сохранить в закладках
ЦЕННОСТИ И КОГНИТИВНАЯ РЕФЛЕКСИЯ: ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗЫ О СОЦИАЛЬНОЙ ЭВРИСТИКЕ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: ВИХМАН АЛЕКСАНДР АЛЕКСАНДРОВИЧ

В статье исследованы взаимосвязи ценностей (просоциальных и эгоистических) и склонности к рефлексивной/интуитивной обработке информации в юношеском возрасте. Основная цель исследования - проверка гипотезы о социальной эвристике, которая гласит о том, что рефлексия благоприятствует эгоизму, а интуиция связана с просоциальным поведением и сотрудничеством. Первая гипотеза: дефициты когнитивной рефлексии будут сопровождаться большим выбором ценностей заботы о людях и сохранения и меньшим выбором ценностей самоутверждения и открытости изменениям. Вторая гипотеза: дефициты когнитивной рефлексии связаны с просоциальными копинг-стратегиями. Третья гипотеза: позитивный просоциальный опыт, проявляющийся в предпочтении просоциальных копинг-стратегий, является фактором усиления положительных взаимосвязей просоциальных ценностей и интуитивного способа решения задач. Методологическую основу исследования составила теория дуального процесса мышления и теория базовых ценностей Ш. Шварца. В исследовании приняли участие 85 респондентов женского пола в возрасте от 17 до 25 лет (M = 19,1; SD = 0,96), обучающиеся в Пермском государственном гуманитарно- педагогическом университете. Тестовая тетрадь респондента содержала три психодиагностических методики: тест когнитивной рефлексии (CRT-7 М. Топлак, Р. Вест, К. Станович в адаптации А. А. Вихмана), портретный ценностный опросник (Portrait Values Questionnaire - Revised, PVQ-R в адаптации Ш. Шварца, Т. П. Бутенко, Д. С. Седовой, А. С. Липатовой), а также опросник способов копинга (WCQ) на основе теории Р. Лазаруса и С. Фолкман, адаптированный на русский язык Е. В. Битюцкой. Корреляционный анализ выявил ограниченный набор достоверных связей когнитивной рефлексии (CRT-r), интуитивных ошибок (CRT-i) и ценностей просоциального плана, что в целом поддерживает гипотезу о социальной эвристике. Склонность при решении задач генерировать первый пришедший в голову интуитивный и неверный ответ связана с наличием выраженности ценностных ориентаций конформизма (r = 0,284; p < 0,01), традиций (r = 0,273; p < 0,01) и доброты (r = 0,245; p < 0,05). Единственная статистически достоверная положительная корреляционная связь между дефицитами когнитивной рефлексии (доля интуитивных ошибок в тесте CRT) с типами совладающего поведения обнаружена в случае с просоциальным копингом (r = 0,199; p < 0,05). Вместе с тем в группе респондентов с выраженным совладающим поведением, ориентированным на запрос помощи у окружения, фиксируются многочисленные связи просоциальных ценностей и интуитивных ошибок. В свою очередь, в группе девушек со сниженным просоциальным копингом нет ни одной достоверной корреляционной связи между ценностями и рефлексивными/интуитивными способами решения задач с интуитивными ловушками. По итогам исследования гипотезы эмпирически подтверждаются, что дает основание полагать о верности гипотезы о социальной эвристике. Интересно, что сформированный просоциальный копинг усиливает связь просоциальных ценностей и проявление интуитивного стиля решения когнитивных задач.

Сохранить в закладках