ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ПРЕСТИЖ, РЕПУТАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Шантаков Артем Михайлович

Современное общество трудно представить без гаджетов и смартфонов. Мир, в котором цифровые технологии и в том числе социальные сети оказывают колоссальное влияние на общественные процессы, в основе которых лежит информация как ключевой ресурс, создающий новые формы социальной структуры, уже нельзя рассматривать исключительно с позиции материального производства. Условия труда и виды капитала кардинально изменились в связи с переходом общества от индустриального типа, для которого характерен физический труд рабочих и доминирующее положение капиталистов и владельцев средств производства, к постиндустриальному типу общества, центральное место в котором занимает информация и знания как ведущий производственный ресурс. Для исследователей крайне актуальным становится изучение символического капитала в условиях глобальной цифровизации общества. Развитие концепции символического капитала Пьера Бурдье в условиях развития цифрового мира привело к возникновению новых видов капиталов, формирующих представления о цифровом обществе. В данной статье представлен анализ символического капитала в условиях активного развития социальных сетей, а также возможности пользователей продвигать свой личный бренд, в результате накопления символического капитала, выраженного в потреблении и создании контента, а также усиления своих офлайн-позиций через онлайн-ресурсы. Цель данной работы - исследование процессов формирования и накопления символического капитала в виртуальном пространстве, в том числе факторов, влияющих на их распределение и восприятие. Результаты позволят нам получить представление о развитии символического капитала в условиях цифровой трансформации общества, выявив основные положения и особенности такого развития.

Сохранить в закладках
ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» УЖЕ НЕ РАЗВИВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ? (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Щекотуров Александр Вячеславович, Щекотурова Светлана Дмитриевна

Результаты различных исследований и мониторингов пользовательской активности молодежи свидетельствуют о снижении популярности социальной сети «ВКонтакте» в этой группе. В статье дана интерпретация изменения медийных предпочтений студенческой молодежи с позиции теории социального капитала Р. Патнэма. Исследовательский вопрос работы: заинтересованы ли студенты развивать собственный социальный капитал, используя «ВКонтакте»? Сбор данных выполнен методами онлайн-анкетирования ( n =195) и личного полуформализованного интервью ( n =14) со студентами БФУ им. И. Канта и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Результаты анкетирования подтвердили выводы других исследователей: «ВКонтакте» не является ни основным источником информации и коммуникации, ни социально значимым ресурсом как минимум для половины опрошенных студентов. Показано, что студенческая молодежь использует «ВКонтакте» в первую очередь для поддержания имеющихся связей, развивая тем самым преимущественно связующий социальный капитал. Подтверждена гипотеза о взаимосвязи низкой мотивации пользователя и воспроизводством связующего социального капитала. Результаты глубинных интервью выявили негативные коннотации, присущие «ВКонтакте», которые обусловлены спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. Установлено, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к «ВКонтакте» в студенческой среде. Важным выводом исследования является установление российской специфики формирования социального капитала в крупной социальной сети: если исследования зарубежных авторов демонстрировали положительную корреляцию с соединяющим социальным капиталом, то в отношении «ВКонтакте» обнаружена сильная связь со связующим капиталом. В заключение приведены методологические ограничения, являющиеся условиями верификации полученных результатов.

Сохранить в закладках