ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

СИМВОЛИЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В ЦИФРОВОМ МИРЕ: ПРЕСТИЖ, РЕПУТАЦИЯ И ВЛИЯНИЕ В СОЦИАЛЬНЫХ СЕТЯХ. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Шантаков Артем Михайлович

Современное общество трудно представить без гаджетов и смартфонов. Мир, в котором цифровые технологии и в том числе социальные сети оказывают колоссальное влияние на общественные процессы, в основе которых лежит информация как ключевой ресурс, создающий новые формы социальной структуры, уже нельзя рассматривать исключительно с позиции материального производства. Условия труда и виды капитала кардинально изменились в связи с переходом общества от индустриального типа, для которого характерен физический труд рабочих и доминирующее положение капиталистов и владельцев средств производства, к постиндустриальному типу общества, центральное место в котором занимает информация и знания как ведущий производственный ресурс. Для исследователей крайне актуальным становится изучение символического капитала в условиях глобальной цифровизации общества. Развитие концепции символического капитала Пьера Бурдье в условиях развития цифрового мира привело к возникновению новых видов капиталов, формирующих представления о цифровом обществе. В данной статье представлен анализ символического капитала в условиях активного развития социальных сетей, а также возможности пользователей продвигать свой личный бренд, в результате накопления символического капитала, выраженного в потреблении и создании контента, а также усиления своих офлайн-позиций через онлайн-ресурсы. Цель данной работы - исследование процессов формирования и накопления символического капитала в виртуальном пространстве, в том числе факторов, влияющих на их распределение и восприятие. Результаты позволят нам получить представление о развитии символического капитала в условиях цифровой трансформации общества, выявив основные положения и особенности такого развития.

Сохранить в закладках
МАТЕМАТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ДИАЛОГА (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Ганичева Антонина Валериановна, Ганичев Алексей Валерианович

Разработка и внедрение диалоговых систем в социально-экономическую жизнь общества является важной и особенно актуальной проблемой в условиях цифровизации производства продукции и общественных отношений. Для решения данной проблемы разрабатываются различные математические модели диалога. Это прежде всего многоагентные системы, основанные на нейронных сетях, генетических алгоритмах и других методах искусственного интеллекта. Однако результаты работы даже простейших «вопросно-ответных» систем не всегда удовлетворяют пользователей, и для разрешения ситуации приходится привлекать человека-оператора. Одним из направлений повышения эффективности диалоговых систем является применение для их построения совокупности различных математических методов и моделей. Большую эффективность при обработке информации показали методы теории массового обслуживания. Целью данной статьи является моделирование процесса диалога как системы массового обслуживания. Разработана схема диалога индивидуумов (людей или интеллектуальных агентов). Описаны потоки информации между участниками диалога. Эти потоки приняты пуассоновскими. Рассматриваемая система относительно участников диалога описана системой дифференциальных уравнений Колмогорова. Получено решение данной системы, которое можно рассматривать как дифференциальную модель диалога. Рассмотрена формализованная математически модель диалога в установившемся режиме (при достаточно большом времени наблюдений). Этот случай наиболее характерен для анализа текстовых сообщений. Для пояснения разработанного метода рассмотрен числовой пример. Разработанная в статье модель может найти практическое применение для оценки состояний системы диалога, а также в качестве дополнительного инструмента к разрабатываемым диалоговым системам на основе методов искусственного интеллекта.

Сохранить в закладках