Архив статей журнала
Уровень и качество образования, полученного родителями, определяя качество их жизни, создают в свою очередь запрос на приемлемые по представлениям родителей уровень и качество образования для их детей. Родители, формируя, с одной стороны, в семье условия для образования детей путем поддержки их успеваемости, выбора образовательных траекторий, с другой стороны, передавая им социальный и культурный капитал, способствуют воспроизводству образовательного капитала регионов. В ряде работ доказано, что неравенство регионов России по уровню социально-экономического положения и доле населения с высшим образованием существенно влияет на наличие и доступ к образовательным ресурсам, что определяет максимально и эффективно поддерживаемое неравенство. Несмотря на неравенство возможностей финансирования общего образования в регионах и попытки выровнять бюджетную обеспеченность субъектов РФ, усилия региональных исполнительных органов власти по обеспечению доступности общего и дополнительного образования находятся в фокусе внимания федерального центра. Показатели эффективности глав регионов, рейтинг качества жизни Агентства стратегических инициатив (АСИ), Индекс детского благополучия и ряд других подходов содержат оценки условий образования и развития, которые создаются на уровне регионов страны, и могут быть объектами управленческих воздействий региональной власти. Цель работы - обосновать необходимость социологического исследования для оценки условий образования и развития в регионе. Для решения поставленной задачи использован обзор и теоретический анализ методических подходов к оценке элемента среды «Образование и развитие» в рейтинге качества жизни АСИ, подходы к оценке домена «Образование и развитие» в индексе детского благополучия, итоги оценки индекса детского благополучия в Республике Башкортостан, статистические данные и нормативно-правовые акты по теме общего и дополнительного образования региона. Это позволило определить перспективы социологического исследования и получения субъективных оценок удовлетворенности качеством образования школьников. Качество образования может определяться в контексте процесса получения общего и дополнительного образования, а также получаемыми и полученными в его ходе результатами, которые также связаны с мотивами выбора и востребованностью разных видов дополнительного образования школьников, влияя на образовательные траектории (вуз, СПО, профессиональная ориентация). Делается вывод о том, что в России выстроена система оценки качества образования и необходимы способы получения субъективных оценок об удовлетворенности созданными условиями образования и развития, поскольку наличие условий не всегда означает доступность и получение детьми образования. В работе проводится обоснование методики социологического опроса - разработка группы вопросов анкеты для оценки факторов удовлетворенности условиями образования и развития в регионе, что позволит затем выявить наиболее актуальные способы покрытия выявленных дефицитов.
Качество жизни населения находится в фокусе внимания многих наук, в том числе социально-экономической географии, которая рассматривает данную категорию в региональном аспекте, исследуя территориальные общности людей (социум), сформировавшийся в границах конкретных регионов. Ключевыми составляющими качества жизни выступают материальное благополучие, комфортность и безопасность среды жизнеобитания, ожидаемая продолжительность жизни, но наиболее значимой признается физическое и социальное здоровье человека. Медицинская география как особая ветвь общественной географии призвана всесторонне и комплексно исследовать данную проблематику. Здоровье каждого человека и социума в целом является важнейшей ценностью государства, поэтому сохранение здоровья населения и здоровьесберегающая политика находятся в числе приоритетных целей развития нашей страны. В статье представлен пространственный анализ заболеваемости населения социально опасным заболеванием - туберкулезом, который подвержен влиянию ряда факторов, среди которых важнейшими выступают природно-климатические и социально-экономические. Цель исследования заключается в пространственном анализе распространения заболевания в разрезе субъектов РФ, выявлении его динамики, а также степени влияния различных факторов. Диагностика проведена на основе данных официальной статистики посредством математических, картографических, аналитических методов и подходов. В статье раскрываются территориальные особенности заболеваемости туберкулезом (минимальный и максимальный показатели различаются почти в 15 раз). Проведена группировка регионов, рассчитаны коэффициенты корреляции между заболеваемостью активным туберкулезом и различными группами факторов, наиболее значимые из которых представлены в статье. Расчеты доказали, что ни один из факторов не показал высокую степень зависимости. Следовательно, не каждый в отдельности, а вся совокупность факторов определяет уровень заболеваемости туберкулезом. Выявлено, что при общей тенденции снижения показателя в восточных регионах страны сохраняется высокий уровень заболеваемости, а значит, и повышенный риск заражения. Таким образом, региональная политика, нацеленная на здоровьесбережение, должна включать не только меры по борьбе с болезнью, но и систему предотвращения и профилактики, в том числе и информационную работу с населением.