ВЕСТНИК ПЕРМСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ПОЛИТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Архив статей журнала

ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В АРКТИЧЕСКОМ ВУЗЕ В ОЦЕНКАХ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Попова Ольга Николаевна, Вицентий Ирина Викторовна

Развитие информационно-коммуникационных цифровых технологий стимулирует инновационные практики образовательного процесса, связанные с внедрением элементов дистанционного обучения в разных его формах и на разных уровнях образования. Данный показатель в России существенно ниже в сравнении с рядом стран (однако наблюдается рост показателей использования интернета с целью дистанционного обучения). Цель представленного исследования заключается в том, чтобы сделать социологический анализ процесса организации учебного процесса в дистанционной форме в региональном вузе, локализованного в условиях российской Арктики с позиции специфического агента института образования - студентов, а также определить возможности и преимущества, ограничения и основные проблемы, которые сопряжены с его реализацией, для определения направлений совершенствования учебного процесса с применением дистанционных технологий в вузе. Для достижения заявленной цели в работе привлекаются данные конкретного кейса - результаты анкетирования студентов регионального вуза, полученные в период пандемии COVID-19. Исследование опыта реализации учебного процесса в дистанционной форме в вузе с позиции обучающихся позволило выделить ряд направлений для его дальнейшего совершенствования: нормативно-правовые основы, учебно-методическое обеспечение, материально-техническое обеспечение, социально-культурные основы. Научная новизна исследования состоит в том, что оно позволяет расширить границы научных представлений в области теории и методики дистанционного обучения с использованием современных информационных технологий. Также работа имеет прикладное значение для области педагогики высшей школы, поскольку удалось определить перспективные направления для совершенствования учебного процесса в дистанционной форме, а также его отдельных элементов. Данное исследование может быть продолжено в направлении изучения удовлетворенности дистанционным обучением других участников образовательного процесса (преподавателей вуза, студентов заочной формы обучения), реализации мониторинга удовлетворенности дистанционным образованием и его отдельными элементами в рамках традиционной формы обучения студентов в вузе.

Сохранить в закладках
РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ИДЕНТИЧНОСТИ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ «ВКОНТАКТЕ») (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Цыденов Александр Баторович

Рассматривается репрезентация идентичности студенческой молодежи Республики Бурятия на примере социальной сети «ВКонтакте». В условиях цифровизации современного общества социальные медиа играют важную роль в процессах самовыражения, социализации и формирования идентичности, особенно среди молодежи. Студенты активно используют социальные сети не только для общения, но и для демонстрации своих взглядов, ценностей и жизненных установок. В этой связи анализ цифровых следов, оставляемых пользователями в социальных медиа, открывает новые перспективы для социологических исследований. Цель работы - исследовать, как студенты вузов Бурятии репрезентуют свою идентичность в цифровом пространстве, и выявить факторы, влияющие на уровень их цифрового присутствия. В ходе исследования были изучены профили пользователей, указавших в качестве места учебы один из вузов региона. Анализ включал изучение их демографических характеристик, ценностных ориентаций, политических взглядов и активности в социальной сети. Использование данных, полученных с помощью VK API, позволило объективно оценить степень вовлеченности студентов в виртуальную среду и соотнести полученные результаты с существующими социологическими данными. Результаты исследования показывают, что уровень цифрового присутствия молодежи в соцсетях зависит от профиля вуза, его образовательной политики и социально-культурных особенностей региона. Кроме того, студенты не только транслируют свою реальную идентичность в цифровом пространстве, но и используют соцсети как инструмент для ее конструирования, адаптируя образ в зависимости от контекста. Проведенный анализ подтверждает возможность использования данных социальных медиа в качестве инструмента для социологических исследований, а также подчеркивает значимость социальных сетей как среды формирования молодежной идентичности.

Сохранить в закладках
ПОЧЕМУ СОЦИАЛЬНАЯ СЕТЬ «ВКОНТАКТЕ» УЖЕ НЕ РАЗВИВАЕТ СОЦИАЛЬНЫЙ КАПИТАЛ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ? (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Щекотуров Александр Вячеславович, Щекотурова Светлана Дмитриевна

Результаты различных исследований и мониторингов пользовательской активности молодежи свидетельствуют о снижении популярности социальной сети «ВКонтакте» в этой группе. В статье дана интерпретация изменения медийных предпочтений студенческой молодежи с позиции теории социального капитала Р. Патнэма. Исследовательский вопрос работы: заинтересованы ли студенты развивать собственный социальный капитал, используя «ВКонтакте»? Сбор данных выполнен методами онлайн-анкетирования ( n =195) и личного полуформализованного интервью ( n =14) со студентами БФУ им. И. Канта и НИУ ВШЭ в Санкт-Петербурге. Результаты анкетирования подтвердили выводы других исследователей: «ВКонтакте» не является ни основным источником информации и коммуникации, ни социально значимым ресурсом как минимум для половины опрошенных студентов. Показано, что студенческая молодежь использует «ВКонтакте» в первую очередь для поддержания имеющихся связей, развивая тем самым преимущественно связующий социальный капитал. Подтверждена гипотеза о взаимосвязи низкой мотивации пользователя и воспроизводством связующего социального капитала. Результаты глубинных интервью выявили негативные коннотации, присущие «ВКонтакте», которые обусловлены спектром личностных, социальных и платформенных особенностей. Установлено, что опыт использования, социальное давление и общественное мнение являются основными факторами, которые определяют отношение к «ВКонтакте» в студенческой среде. Важным выводом исследования является установление российской специфики формирования социального капитала в крупной социальной сети: если исследования зарубежных авторов демонстрировали положительную корреляцию с соединяющим социальным капиталом, то в отношении «ВКонтакте» обнаружена сильная связь со связующим капиталом. В заключение приведены методологические ограничения, являющиеся условиями верификации полученных результатов.

Сохранить в закладках