Архив статей журнала

СОЦИАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ И ИСТОРИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ: ВЗАИМОСВЯЗЬ И ПУТИ ФОРМИРОВАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ВУЗА (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Молчанова Елена Геннадьевна

Предметом исследования является теоретическое обоснование взаимосвязи между исторической грамотностью и социальной компетентностью студентов высших учебных заведений, а также разработка и обоснование конкретных педагогических путей для их интегрированного формирования. Автор исследует, как историческая грамотность служит когнитивной и ценностно-смысловой основой для развития качеств социальной компетентности через анализ источников, работу с нарративами, осознание исторических корней норм и изучение трансформаций. Практическая часть предмета включает разработку активных методов (проблемно-ориентированные семинары на кейсах, критическая работа с источниками, академические дискуссии, междисциплинарные проекты, рефлексивные практики) и определение условий их эффективной реализации (подготовка преподавателей, мотивация студентов, интеграция в программы, система оценки) в образовательном процессе высшего учебного заведения. Исследование базируется на анализе междисциплинарной литературы (педагогика, психология, методика истории) и педагогическом моделировании для разработки путей интеграции формирования целевых компетенций в образовательный процесс. Научная новизна исследования определяется постановкой проблемы: комплексном теоретическом обосновании взаимосвязи исторической грамотности и социальной компетентности студентов вуза, с конкретизацией механизмов этого влияния на ее когнитивные, коммуникативные, ценностные и адаптационные компоненты. Практическая новизна представлена разработкой и систематизацией педагогических путей для реализации этой связи через активные методы: проблемно-ориентированные семинары с современными параллелями, углубленную критическую работу с источниками, структурированные академические дискуссии, междисциплинарные исследовательские проекты и систематические рефлексивные практики. Основные выводы подтверждают, что историческая грамотность служит необходимой когнитивной и ценностно-смысловой платформой для социальной компетентности. Эффективное формирование обеих компетенций требует перехода от традиционных лекций к активным, интерактивным и рефлексивным технологиям, интегрированным в учебные программы. Успех этой работы зависит от системных условий: подготовки преподавателей, мотивации студентов через демонстрацию практической ценности истории, интеграции методов в программы и разработки адекватных критериев оценки. Таким образом, целенаправленное развитие исторической грамотности через современные методы является стратегическим ресурсом для подготовки социально ответственных, адаптивных и критически мыслящих специалистов.

Сохранить в закладках
ОПЫТ ПРИМЕНЕНИЯ АКТИВНЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕПОДАВАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ «УПРАВЛЕНИЕ ЛИЧНОЙ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ» (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Викулова Евгения Юрьевна

В научной статье рассматривается опыт применения активных методов обучения в процессе преподавания дисциплины «Управление личной эффективностью» для студентов первого курса Читинского института Байкальского государственного университета. Объектом исследования стало изучение технологии обучения студентов управлению личной эффективностью, что включало в себя разработку и апробацию последовательности применения психолого-педагогических приёмов и методов, встраиваемых в технологическую карту прохождениями основных разделов изучения данной дисциплины. Предметом исследования стало применение методов активного обучения в процессе изучения данной дисциплины. Целью исследования является изучение познавательной активности студентов под воздействием применения современных методов активного обучения. Областью применения результатов исследования является такой раздел общей педагогики как педагогическая технология. Для достижения цели и решения поставленных задач был проведён опрос студентов для оценки степени их интереса и познавательной активности в процессе изучения дисциплины, который выявил высокий уровень их заинтересованности и мотивации к улучшению всех сфер своей жизнедеятельности, а также продемонстрировал какие методы активного обучения являются более действенными. Для проведения исследования использовались методы обобщения, социологических исследований в виде проведенного опроса студентов, а также методы анализа и синтеза полученной в ходе анкетирования информации. Научная новизна данного исследования носит научно-практический характер для разработки рекомендаций по выбору наиболее эффективных методов активного обучения с целью развития познавательной активности студентов в изучении дисциплины “Управление личной эффективностью”. В результате исследования были выявлены наиболее интересующие студентов разделы изучения дисциплины, которые на сегодняшний момент находят больший отклик, определена эффективность использования активных методов обучения в процессе её изучения. Все сделанные выводы по результатам исследования должны стать основанием для внесения изменений в технологическую карту процесса обучения. Проведённое исследование также продемонстрировало актуальность и значимость преподавания данной дисциплины для молодёжи, новой генерации общества, так как развитие государства зависит от личного вклада каждого, а социально-экономическое развитие общества - от повышения личной эффективности каждого индивида.

Сохранить в закладках