Архив статей журнала
Актуальность темы исследования обусловлена глубоким кризисом в сфере чтения в российском обществе. Цель данного исследования - анализ инфографики, как инструмента развития читательской грамотности на уроках обществознания, разработка инфографики по некоторым темам обществоведческого курса 10-11 класса и представление приёмов работы с ней. Объектом исследования является преподавание обществознания, а предметом - инновационные приемы на примере использования инфографики. Современный мир - это мир текстов, и они окружают человека повсюду. Человеку необходимо не просто уметь читать, но и уметь информацию, полученную из текста, критически осмыслять и применять на практике. В связи с этим, развитие читательской грамотности играет важную роль в формировании граждан способных к анализу и критическому мышлению - это одна из самых актуальных задач современной школы. В рамках исследования использовался метод теоретического анализа научных публикаций, что позволило изучить существующие подходы к определению понятия «читательская грамотность», ее содержанию и методам ее формирования у обучающихся. В процессе преподавательской деятельности осуществлялся педагогический эксперимент, подтвердивший результативность развития читательской грамотности у обучающихся с использованием различных видов текстов и инновационных заданий. В данном исследовании представлена авторская инфографика и некоторые приёмы работы с ней, а также анализ научных работ по проблемам формирования читательской грамотности, клипового мышления современных школьников. В статье рассматриваются преимущества инфографики как инструмента развития читательской грамотности на уроках обществознания. Практическая значимость данного исследования заключается в том, что те разработки, которые были подготовлены в процессе проведения исследовательской работы, могут быть использованы в школе на уроках обществознания в 10-11 классах, в качестве учебных средств, а выводы, которые были сделаны в результате проделанной работы могут быть полезными не только для преподавателей обществознания, но и для преподавателей других дисциплин, так как могут поспособствовать расширению используемых ими на своих уроках инструментов в процессе формирования читательской грамотности.
Предметом исследования является специфика формирования умений иноязычного взаимодействия в современной цифровой образовательной среде вуза и ее трансформирующее влияние на структуру и особенности иноязычного взаимодействия обучающихся. Обсуждаются как компоненты иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде, так и особенности отбора и внедрения цифровых продуктов, а так же и ограничивающие факторы их использования. Организация учебного процесса в цифровой образовательной среде с учетом специфики каждого из участников иноязычного взаимодействия позволяет сделать обучение более эффективным и минимизировать риск возникновения конфликтных ситуаций в новых условиях цифровой трансформации. Взаимодействие субъектов образовательного процесса можно рассматривать как проявление индивидуальных способов действий и общения педагога и обучающегося в условиях цифровой образовательной среды, направленных друг на друга, определяемых их функционально-ролевыми и личностными позициями, следствием которых являются взаимные изменения в деятельности, общении, отношениях участников педагогического процесса, а также их личностное развитие. Методология исследования включала анализ научной литературы по проблеме иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде. Результаты анализа были систематизированы и обобщены для создания организационно-педагогических условий, которые отражают особенности субъектов педагогического взаимодействия в цифровой образовательной среде. Новизна исследования заключается в том, что определены типы, участники и особенности взаимодействия в цифровой образовательной среде. Отмечается, что иноязычное взаимодействие в условиях цифровизации имеет свои особенности, так как включает цифровую образовательную среду в качестве медиатора между обучающимся и преподавателем. Цифровая образовательная среда играет двоякую роль, являясь образовательной средой для организации обучения в цифровой образовательной среде и имея специфические особенности, которые влияют на процесс учебно-педагогического взаимодействия в условиях цифровизации. В заключении отмечается, что проведенное исследование позволило выявить особенности субъектов иноязычного взаимодействия в условиях цифровизации и разработать организационно-педагогические условия формирования умений иноязычного взаимодействия в цифровой образовательной среде. Реализация организационно-педагогических условий формирования умений иноязычного взаимодействия обучающихся в цифровой образовательной среде способствовала повышению языкового уровня обучающегося, что в свою очередь явилось важным условием осуществления будущей профессиональной деятельности.