Архив статей журнала

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ: РЕШЕНИЕ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ С ПРИМЕНЕНИЕМ ДИНАМИЧЕСКОЙ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ ПРОГРАММЫ GEOGEBRA (2025)
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Авторы: Сафронова Татьяна Михайловна, Паршина Алина Николаевна

Статья посвящена проблеме организации исследовательской деятельности школьников на уроках геометрии посредством решения учебно-исследовательских стереометрических задач с применением систем динамической математики (на примере интерактивной геометрической среды GeoGebra). В условиях цифровой трансформации современного общества перед российской школьной системой стоит задача формирования личности, обладающей развитыми критическим и креативным мышлением для решения широкого спектра комплексных задач. В связи с этим Федеральные государственные образовательные стандарты основного общего и среднего образования определяют в качестве приоритетной цели образования развитие исследовательских компетенций учащихся, однако на практике внедрение исследовательской деятельности в образовательный процесс сталкивается с рядом проблем, одним из вариантов решения которых является интеграция исследовательской деятельности в повседневные уроки математики и, в частности, ее раздела - геометрии. Решение учебно-исследовательских задач разной сложности позволяет учащимся осваивать этапы исследовательской деятельности - от постановки проблемы до интерпретации результатов. В статье рассматриваются функциональные особенности и преимущества интеграции динамической математической среды GeoGebra в процесс решения учебно-исследовательских задач на уроках геометрии. Авторами разработан цикл учебно-исследовательских стереометрических задач для учащихся 10-11 классов, которые могут быть использованы в рамках изучения тем «Многогранники», «Цилиндр, конус, шар», «Объемы тел»; описан механизм повышения исследовательского потенциала и, как следствие, сложности разработанных задач для организации математического исследования на уроке. Приведен пример традиционного (консервативного) решения таких задач, а также решения с использованием системы GeoGebra.

Сохранить в закладках
ФОРМИРОВАНИЕ ВЕРОЯТНОСТНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ И ВЕРОЯТНОСТНОГО СТИЛЯ МЫШЛЕНИЯ В ШКОЛЬНОМ КУРСЕ МАТЕМАТИКИ (2025)
Выпуск: № 2 (70) (2025)
Авторы: МАЙДУРОВ ОЛЕГ ЮРЬЕВИЧ

В современном мире, где данные и информация становятся важными ресурсами, обладание навыками вероятностного мышления играет ключевую роль в принятии решений и оценке риска. Исследуется влияние образовательных методов и приемов на развитие вероятностного мышления у учащихся, а также рассматриваются вопросы интеграции теоретических аспектов вероятности и практических задач, способствующих улучшению понимания этой темы. В ходе работы анализируются существующие подходы к обучению, выявляются основные трудности, с которыми сталкиваются школьники при изучении вероятности, и предлагаются рекомендации по изменению образовательной практики для повышения эффективности обучения. Современная школа активно внедряет вероятностные и статистические понятия начиная с младших классов, что способствует успешной адаптации детей к вызовам окружающего мира. Статья раскрывает ключевые аспекты стохастического мировоззрения и соответствующей культуры учащихся. Исследование доказывает, что степень развития элементов стохастической культуры напрямую влияет на формирование стохастического мышления школьников. Стохастическая культура выступает одним из решающих факторов, определяющих становление и эволюцию вероятностно-статистического мировосприятия у обучающихся. Мировоззренческие установки учащегося формируются в особой среде, именуемой стохастической культурой, когда он осваивает компоненты вероятностно-статистического направления математики в школьной программе. Значимость изучения данной проблематики связана с формированием у учащихся особого типа мыслительной деятельности - вероятностно-статистического мышления, представляющего собой комплексный компонент математического интеллекта, который должен быть полноценно развит к моменту завершения школьного образования. В современном быстро трансформирующемся информационном пространстве даже дошкольникам необходимо ориентироваться с ранних лет, что выдвигает на передний план образовательного процесса по естественнонаучным и математическим дисциплинам вопросы и трудности, связанные с развитием этого специфического типа мышления.

Сохранить в закладках