Архив статей журнала
Введение: в статье на основе оценки текущего состояния, сравнительно-правового анализа уголовного законодательства Кыргызстана и России, статистических данных компетентных государственных органов и международных институтов выделены проблемные вопросы противодействия преступлениям экстремистской и террористической направленности. С целью совершенствования уголовного законодательства Кыргызской Республики с учетом положительного российского опыта сформулированы предложения по внесению изменений и дополнений в уголовное законодательство Республики в части исследуемых составов преступлений.
Материалы и методы: основой для написания статьи послужили Конституции, уголовные rодексы, специальные законы Кыргызской Республики и Российской Федерации, статистические данные компетентных государственных органов и международных институтов, а также анализ трудов отдельных ученых-правоведов по исследуемой проблематике. Применены диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический и др. методы.
Результаты исследования: уголовное законодательство Кыргызской Республики и Российской Федерации практически в одинаковых аспектах регламентирует ответственность за преступления экстремистской и террористической направленности. Сравнение норм, представленных в УК КР и УК РФ, дает основание утверждать, что отдельные деяния экстремистского и террористического характера отсутствуют в уголовном законодательстве Кыргызстана и России. Объясняется это тем, что они включены в административные правонарушения. Анализ уголовного законодательства, материалов правоприменительной деятельности Кыргызской Республики свидетельствует, что в противодействии с экстремизмом и терроризмом имеют место отдельные недостатки, требующие корректуры с учетом положительного опыта Российской Федерации.
Обсуждение и заключение: результаты исследования свидетельствуют о тенденциях ужесточения ответственности в УК КР и РФ за совершение преступлений террористической и экстремистской направленности, увеличения сроков лишения свободы, включая пожизненное лишение свободы. По отдельным преступлениям, кроме основного вида наказания в виде лишения свободы, суд вправе применить в качестве дополнительных видов наказания конфискацию имущества, штрафы и др. виды наказаний. С целью повышения эффективности борьбы с экстремизмом и терроризмом в Кыргызской Республике считаем целесообразным: 1. Квалификацию преступлений экстремистской и террористической направленности осуществлять с учетом конкретных видов экстремистской деятельности, таких как религиозный, политический экстремизм и др., закрепленные в УК РФ. 2. В правоприменительной деятельности учитывать положительный опыт Российской Федерации: - по блокировке экстремистских и террористических материалов в сети Интернет; - по финансированию программ, направленных на реабилитацию лиц, вовлеченных в экстремистскую и террористическую деятельность. 3. Осуществлять тесное сотрудничество с другими государствами и международными организациями в борьбе с экстремизмом и терроризмом, учитывая их положительный опыт.
Введение: в статье излагаются результаты сравнительно-правового исследования зарубежного уголовного законодательства об ответственности за распространение заведомо ложной общественной значимой информации. В частности, рассмотрены уголовные законы стран ближнего зарубежья в указанной сфере.
Материалы и методы: наряду с диалектическим методом научного познания применялись сравнительно-правовой, системно-структурный, формально-логический методы. Эмпирическую базу исследования составили уголовное законодательство Российской Федерации и стран ближнего зарубежья, научные труды российских ученых по теме исследования.
Результаты исследования: представлены законодательные модели норм об ответственности за распространение заведомо ложной общественно значимой информации в уголовных кодексах государств ближнего зарубежья.
Обсуждение и заключение: автором установлено, что уголовная ответственность за заведомо ложное сообщение об акте терроризма закреплена во всех уголовных законах стран ближнего зарубежья. Другие проявления распространения заведомо ложной общественно значимой информации криминализированы лишь частично. Весьма объемные уголовно-правовые запреты в этой сфере предусмотрены в уголовных кодексах Республики Беларусь и Республики Узбекистан.