Архив статей журнала
Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью дальнейшего развития национальных проектов - инструмента, доказавшего свою эффективность как альтернативы программно-целевого подхода, заложенного в государственные программы, при практически полном их дублировании в части отдельных проектов. Цель исследования - рассмотреть историю формирования, задачи и результаты реализации национальных проектов в социальной сфере (в России в целом и в отдельных регионах); риски их реализации, возможности повышения эффективности за счет применения цифровых инструментов.
Материалы и методы. Методы исследования включают стандартные общенаучные (анализ, синтез, формализация, дедукция и индукция, сравнение и описание) и экономико-статистические. Исследовательская база включает данные официального портала о национальных проектах, сайты органов власти, паспорта национальных проектов, законодательную базу в этой области, исследования других авторов о реализации национальных проектов на территории конкретных регионов и их результаты. Результаты и выводы. В качестве результатов исследования продемонстрировано отсутствие однозначного разграничения между государственными программами и национальными проектами, единой методологии оценки реализации национальных проектов на региональном уровне, цифровой системы для открытого информирования общественности о результатах реализации проектов в регионах, должного уровня коммуникации с населением как основными стейкхолдерами, учета рисков реализации в паспортах проекта. Недостаточно применяются цифровые методы маркетинга социальных программ на национальном и региональном уровнях (представлены текущие и перспективные его инструменты). Полученные результаты могут быть применены органами федеральной и региональной власти в части новых национальных проектов в социальной сфере, вступивших в силу с 2025 года, а также в исследовательских целях. Обсуждение. Национальные проекты как метод стратегического управления экономикой и социальной сферой эволюционируют во времени, сохраняя цели социального развития в рамках ключевой повестки деятельности органов власти. Интеграция государственных программ и национальных проектов на региональном и федеральном уровне в настоящий момент уже производится. Вопросы создания единой методики оценки эффективности реализации национальных проектов в социальной сфере, поднимаемые многими учеными, осознаются и органами власти - созданы соответствующие индикаторы в системе статистической информации. Каждый последующий набор национальных проектов становится более проработанным с точки зрения структуры, механизмов финансирования и возникающих рисков.
Введение. Цифровизация всех сфер общественной жизни вызвала глубокие перемены в средствах связи, сопровождалась возникновением противоречий в социальном пространстве. Доминирование цифровых технологий приводит к совершенно новым стандартам экономической и политической деятельности, социокультурной сферы, городского образа жизни. Коммуникация становится преимущественно виртуальной, нивелируя понятия времени и пространства, в связи с чем люди не всегда ощущают свою причастность к месту проживания. Исследования городского пространства становятся все более актуальными в связи с урбанизацией, ростом численности городского населения. Новизна статьи состоит в том, что выявляется роль массовых коммуникаций в процессе формирования городской идентичности.
Материалы и методы. Методологической основой исследования является социокультурный подход, позволяющий рассматривать пространство города как единство социальных общностей, культурных ценностей и коммуникаций. Использованы методы социологических исследований - системный анализ, структурно-функциональный анализ, наблюдение, сравнение. Проанализировано содержание массовой информации как средства коммуникации. Обобщены коммуникативные практики, опыт деятельности различных субъектов, использованы материалы личных наблюдений. Результаты и выводы. Изменение способов массовой коммуникации оказывает значительное влияние на формирование городской идентичности - ключевого элемента осознания горожанами своей принадлежности к социально-культурному пространству. В современных условиях центральную роль в этом процессе играют цифровые платформы: городские сайты и паблики становятся виртуальными площадками для диалога, обмена идеями и коллективного конструирования образа города. Активность горожан трансформируется в реальные действия по созданию комфортной среды, что подчеркивает взаимосвязь виртуального и физического пространств. Особый интерес представляет Ambient media - инновационный формат рекламы, использующий нестандартные носители: арт-объекты, интерактивные инсталляции, проекции. Обсуждение. Большую популярность имеют паблики - публичные страницы города в социальных сетях, где каждый участник имеет право высказать свое мнение, активно включиться в обсуждение проблем. Сегодня, по мнению исследователей, паблики становятся крупными публичными комьюнити, способными влиять на социальные процессы. Городские сообщества через коммуникацию о городе создают его особое социокультурное пространство на разных уровнях. Это и межличностные коммуникации горожан, и каналы коммуникации, и культурно-досуговая сфера. Важной темой для обсуждения становится имидж города, привлекательность которого важна для местных жителей и туристов. Массовая коммуникация может как поддерживать, так и трансформировать городскую идентичность, способствуя созданию уникального образа города.