ISSN 1819-0928
Языки: ru · en

Архив статей журнала

Школьное инициативное бюджетирование: правовые аспекты (2024)
Выпуск: Т. 25, № 2 (2024)
Авторы: Юсупова Анастасия Владимировна

Автор ставит вопрос о правовой возможности обособления и оформления специально установленными нормами школьного инициативного бюджетирования как способа вовлечения учащихся общеобразовательных организаций в процесс принятия решений о расходовании бюджетных средств и определения приоритетных направлений развития школьного пространства. Для достижения исследовательской цели автором изучается понятийный аппарат инициативного бюджетирования в его современном понимании, отграничиваются понятия «практика» и «модель» инициативного бюджетирования. Рассматривается существующая в настоящий момент практика школьного инициативного бюджетирования в России и оценивается ее содержательное своеобразие. С учетом степени распространенности и успешности внедрения соответствующей практики выборочно приводится нормативное сопровождение школьного бюджетирования на региональном и муниципальном уровнях регулирования. Проведенный анализ имеющихся практик демонстрирует высокую степень самоорганизации участников, прежде всего педагогов, усматривающих в данном направлении инициативного бюджетирования способ достижения ряда воспитательных целей, а также повышение личной финансовой грамотности школьников и бюджетной грамотности общества. Увеличение видового разнообразия практик инициативного бюджетирования видится автору логичным вариантом развития данного института, позволяющим избежать стагнации и падения заинтересованности граждан в реализации преимуществ механизма. Приобщение молодого поколения к бюджетному процессу способно, с одной стороны, повысить доверие к государственным институтам, с другой, повысить финансовые компетенции будущих специалистов, улучшить показатели самоорганизации, навыки проектной деятельности. Автор приходит к выводу о преждевременности правового обособления
школьного бюджетирования как самостоятельной практики инициативного бюджетирования.

Сохранить в закладках
Этапы развития института уполномоченного по правам человека в Иркутской области (2024)
Выпуск: Т. 25, № 2 (2024)
Авторы: Цыганова Людмила Юрьевна

Длительный период основой для деятельности уполномоченных по правам человека в регионах России было законодательство соответствующего субъекта Федерации. Практика, наработанная уполномоченными в субъектах, наряду с другими обстоятельствами, позволила выдвинуть предложение о разработке законопроекта, регулирующего их деятельность на федеральном уровне. Законопроект был разработан и принят в качестве федерального закона, который действует в настоящее время. Ввиду этого представляют интерес вопросы развития института уполномоченного в конкретном субъекте Федерации. Для исследования выбрана Иркутская область. Определено, что развитие института обусловлено как потребностями Иркутской области, так и развитием федерального законодательного регулирования. В статье выделены этапы развития института. Первый этап – его учреждение на уставном уровне. На втором этапе отмечается развитие уставного и законодательного регулирования, усиление институциональной независимости омбудсмена, и среди прочего корректировка его компетенции. Третий этап также определен изменением компетенции омбудсмена, что было обусловлено учреждением на территории Иркутской области таких институтов, как уполномоченный по правам ребенка и уполномоченный по защите прав предпринимателей, передачей им вопросов, которые до этого рассматривались региональным омбудсменом. Четвертый этап, длящийся и в настоящее время, – это этап развития института на основании федерального законодательного регулирования. Автор отмечает, что развитие происходит в рамках общих этапов развития института уполномоченных в регионах. Исследование позволяет проследить становление и эволюцию государственного правозащитного органа в Иркутской области.

Сохранить в закладках