Архив статей журнала
Статья, выполненная на материале современных французских телесериалов Christmas Flow и Plan Caur, представляет собой описание алгоритма анализа синонимики французских арго, включающего такие компоненты, как систематизация неконвенциональных лексем и экспликация функций арготических синонимов. В ходе изучения особенностей синонимики в телесериалах рассмотрены также семантические сферы, концентрация и способы семантизации неконвенциональных синонимов. В статье вводятся в научный оборот понятия «доминирующий синонимический блок», «концентрация арготических синонимов», «центральный арготизм синонимического ряда», «плотность арготических синонимов». Результаты, полученные в ходе исследования, могут быть использованы как для разработки учебных курсов по социолингвистике и лексикологии французского языка, так и для дальнейшего лексиграфирования компонентов специфического лексического континуума.
В данной статье рассматриваются особенности толкования понятия красоты в русском и французском языках, отражающие динамику семантических изменений ключевых лексем красота и beaute. В результате анализа русских и французских лексикографических источников разных хронологических периодов прослеживается расширение и усложнение понятия «красота», выделяются конкретные объекты и явления, выступающие в качестве эталонов для объективации данного понятия. Устанавливается следующая закономерность: в ранних источниках понятие красоты как в русском, так и во французском языках соотносилось преимущественно с физической красотой и гармонией, в последующие периоды оно становится отражением и внутреннего (нравственного и духовного) совершенства. Определено, что в русской лингвокультуре, по сравнению с французской, красота представляет собой комплексное и многослойное понятие, сочетающее внешние и внутренние качества. Сделан вывод о трансформации понятия на разных этапах его исторического развития. Отмечено, что отдельные признаки понятия красоты в обеих лингвокультурах уходят в прошлое, появляются новые, обусловленные историческими, социально-культурными изменениями, ролью идеалов и символов в конкретной культуре.