Архив статей журнала

Сновидения и семиотические схемы как посредники между душой и телом (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Розин Вадим Маркович

В статье обсуждается еще один вариант связи души и тела. Но сначала автор рассматривает решение этого вопроса в Древнем мире, Аристотелем, Декартом и З. Фрейдом. У Декарта решение сводится к предположению, что телесный процесс (движение животных духов) создает условия для психического (страстей), а у Фрейда вырисовывается более сложная картина: душевные (психические) процессы создают условия для телесных трансформацией, а те, в свою очередь, - для новых душевных изменений. Собственный подход автор основывает на предположении, что между душой и телом в качестве посредников выступают сновидения и семиотические схемы. Для обоснования этого предположения он предлагает реконструкцию и объяснение двух кейсов (детского сновидения автора и подросткового воспоминания К. Юнга). Автор показывает, что все основные процессы, участвующие в построении сновидений, двояки: и психологические, т. е. относящиеся к душе, и физиологические, относящиеся к телу. Так желание как программа, это с одной стороны, семиотическое и психическое образования, в которых посредством языка заданы события, подлежащие реализации. С другой стороны, программа - физиологический процесс, создающий в организме давление и напряжение, требующие разрешения. Двойная природа программ и других процессов сновидения позволяет считать сновидения посредниками между душой и телом. В рациональном осмыслении главную роль играет построение схем. Схема - это построение (изобретение) индивида, позволяющая разрешить проблемную ситуацию, задать тем самым новую реальность и видение, открыть возможность по-новому действовать. В конце статьи автор проблематизирует вопрос о желании психолога и медика получить ответ на вопрос о том, как устроены механизмы, позволяющие переходить от души к телу и обратно, обусловливающие эти переходы. На его взгляд, подобная постановка вопроса не совсем правильная. Не переходы, а взаимообусловленность, одновременное действие души и тела, посредниками между которыми выступают сновидения и схемы.

Сохранить в закладках
Эмоционально-чувственное восприятие как основа формирования вторичного образа (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Головинов Евгений Иванович, Гостев Андрей Андреевич

В статье рассматриваются актуальные, но недостаточно разработанные аспекты роли вторичных образов в деятельности и поведении человека. Показаны, в частности, плохо стыкующиеся между собой теоретические выкладки разных ученых, расплывчатостью формулировок. Предметом исследования является роль эмоционально-чувственного восприятия в процессе формирования вторичного образа. Приводятся идеи К. Юнга, связывающие мир образов с отдельным миром, которой строится на основе опыта конкретного человека, и этот опыт становится для него реальностью. Отмечается использование Э. Тоффлером понятия сигналов, воспринимаемых различными сенсорными системами, для описания образов. В совокупности эти сигналы образуют ментальную модель действительности отдельного человека. Выделяется инвариант в интерпретациях образной сферы: образ - это квинтэссенция субъективной картины мира человека, которая обусловлена эмоционально-чувственно воспринимаемыми им признаками реальной (в физическом смысле) действительности. В контексте данного исследования, вторичный образ интересен авторам с практической точки зрения в том смысле, что он может быть изменен привнесенным новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека. Особо отмечается подход ленинградской психологической школы. Нам наиболее близок подход представителей ленинградской психологической школы, которая при глобальном интересе к человеку наиболее полно разработала понимание системы образов человека в его психике и индивидуальности. Ленинградская психологическая школа ориентировалась на понимание того, что ментальная составляющая человека формируется из образов, и при этом опосредуется ей же. Подчёркивается эмоционально-чувственная их составляющая, которая интересна с практической точки зрения в смысле возможности изменения новым опытом, опосредованным эмоционально-чувственным восприятием человека.

Сохранить в закладках