Архив статей журнала

Становление карьерной идентичности студентов колледжей педагогического профиля: личностные детерминанты и механизмы взаимодействия (2025)
Выпуск: № 2 (2025)
Авторы: Борозинец Даниил Владимирович

Статья посвящена актуальной проблеме изучения личностных детерминант и механизмов взаимодействия, влияющих на становление карьерной идентичности студентов колледжей педагогического профиля. Несмотря на теоретическую проработку отдельных аспектов, остается недостаточно изученным комплексное влияние личностных показателей, таких как различные виды академической мотивации, карьерно-адаптационные способности и психологические установки в отношении обучения, на процесс становления карьерной идентичности будущих педагогов, включая характер опосредующих механизмов. Целью исследования выступило выявление психологических показателей, выступающих предикторами карьерной идентичности у будущих педагогов на завершающем этапе обучения, и характер их взаимосвязи. Объектом исследования выступил процесс становления карьерной идентичности у студентов старших курсов, получающих среднее профессиональное образование по педагогическим направлениям. Предметом исследования явились личностные характеристики, выступающие предикторами становления карьерной идентичности у студентов педагогических колледжей. Выборка составила 102 респондента-студентов 3-их курсов педагогических колледжей. Использовался набор валидизированных психодиагностических опросников, направленных на диагностику психологических показателей карьерной идентичности, видов академической мотивации, карьерно-адаптационных способностей и психологических установок в отношении обучения. Статистическая обработка включала корреляционный, иерархический множественный регрессионный анализ и анализ эффектов прямых и косвенных медиаций. Научная новизна исследования заключается в уточнении комплексной взаимосвязи различных видов академической мотивации, карьерно-адаптационных способностей и психологических установок как прямых и опосредованных предикторов карьерной идентичности студентов педагогических колледжей. Установлено, что показатели мотивация самоуважения и карьерная адаптивность выступают положительными предикторами становления карьерной идентичности, тогда как интроецированная мотивация и воспринимаемые барьеры становления карьерной идентичности - отрицательными. Выявлены важные медиационные эффекты: барьеры развития полностью опосредуют связь между экстернальной мотивацией и карьерной идентичностью. Также интроецированная мотивация выступает медиатором во взаимосвязи между мотивацией саморазвития и карьерной идентичностью, причем трансформируется потенциально позитивное влияние стремления к саморазвитию в негативное. Полученные данные расширяют научные представления о психологических механизмах профессионального становления студентов педагогических колледжей и могут служить дополнительным источником научных данных для специалистов по разработке программ психолого-педагогической поддержки и сопровождения.

Сохранить в закладках
Реализация модели формирования позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов (2025)
Выпуск: № 1 (2025)
Авторы: Павлова Ксения Николаевна

В статье представлена разработанная и апробированная модель формирования позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов. Цель статьи: привести результаты формирующего эксперимента, подтверждающие эффективность модели (повышение показателей позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов после ее реализации). Дизайн исследования: эксперимент, программа которого составлена в соответствии с моделью, включал в себя помимо начальной и контрольной диагностики разработку и проведение специальных учебных дисциплин по психологии личностных ценностей и мероприятия социально-значимой деятельности студентов. Участники: 20 студентов, обучающихся по психологическому профилю (экспериментальная группа) и 17 студентов, обучающиеся по направлению «специальное (дефектологическое) образование» (контрольная группа). База исследования: ФГБОУ ВО «Забайкальский государственный университет», г. Чита. Методы (инструменты): ценностный опросник Ш. Шварца, опросник идентичности по 16 категориям (М. С. Яницкий и др.), методика Р. Инглхарта (модификация М. С. Яницкого), методика измерения выраженности гражданской идентичности (Н. М. Лебедева, А. Н. Татарко). Математическая обработка данных проводилась с использованием Т-критерия Вилкоксона. Научная новизна исследования: экспериментально доказана возможность формирования позитивной гражданской идентичности и традиционных ценностей студентов в условиях специально организованного взаимодействия с обучающимися в условиях аудиторной и внеаудиторной работы с помощью разработанной модели, реализованной в условиях вуза. Результаты формирующего эксперимента показали, что в ходе реализации модели произошли значимые сдвиги в показателях ряда ценностей на индивидуальном уровне (конформности, традиций, благожелательности, безопасности). Достоверно увеличилась значимость идентичностей «Я как представитель своего народа», «Я как гражданин своей страны» и «Я как житель данного города». После психолого-педагогического воздействия увеличилось число признающих ценности адаптации и социализации. Показатели «Сила» и «Валентность» (степень позитивности) гражданской идентичности значительно возросли.

Сохранить в закладках