Архив статей журнала
Объектом исследования в настоящей статье выступает диалектика развития цифровой информационной культуры личности обучающегося, предметом - её общие и специфические закономерности и противоречия. Актуальность исследования обусловлена тем, что в условиях проникновения цифровой среды в жизнь людей на всех уровнях актуализируются вопросы развития цифровых качеств личности в том числе и в учебном процессе как уровне отдельных навыков, так и более сложных дидактических единиц. Цель исследования состоит в раскрытии закономерностей и противоречий влияния современной цифровой среды на информационную культуру личности как педагогически рассматриваемое и формируемое качество. Исследование основано на положениях фундаментальных работ, выдвинувших понятие информационной культуры в социальном и позже в педагогическом понимании на фоне эпохи компьютеризации, а также современных трудов, рассматривающих информационную культуру личности с междисциплинарных гуманитарных позиций. Основным методом исследования выступает диалектический анализ, позволяющий сопоставлять различные факторы развития цифровой информационной культуры личности; метод абстрагирования, позволяющий говорить о влиянии информации на развитие человека без привязки к её содержанию, и метод синтеза, благодаря которому формируются понимания разрешения возникающих противоречий. В работе обосновывается понимание цифровой информационной культуры как нового видового качества личности по сравнению с информационной культурой в традиционном понимании. Подчёркивается усиление влияния стихийной внеинституциональной информационной среды на интеллектуальные процессы обучающегося. Рассматриваются возможности разрешения обозначенных противоречий в условиях педагогического процесса. В результате исследования делается вывод о соответствии закономерностей и противоречий общей диалектике педагогического процесса, при которой взаимодействует индивидуальность человека и массовость образования, в том числе цифрового в современном контексте. Новизна работы заключается в рассмотрении развития информационной культуры с обобщённо-теоретических позиций влияния цифровой информации на обучающегося в условиях педагогических взаимодействий в противовес традиционно принятому рассмотрению формирования конкретных качеств с акцентом на технологическую сторону процесса.
В статье анализируются эффекты цифровой среды в системе современного образования. Изучаются документы, регламентирующие деятельность субъектов образовательного процесса в условиях использования цифровой среды. Приводятся вариативные мнения ученых о проблеме психологического влияния цифровой среды на подростков поколения альфа. Приводятся оценка целесообразности применения виртуальной среды и учет негативных психологических последствий. Целью данной статьи является изучение проблемы психологических эффектов на подростков в условиях применения цифровых образовательных ресурсов. Тема статьи является актуальной в связи с требованиями законодательства в области образования. Развитие рыночных отношений приводит к необходимости формирования навыков электронной коммуникации начиная со школьной скамьи. Школьная система образования должна отражать реальные потребности современного общества, поэтому внедрение и грамотное использование цифровых ресурсов поможет реализовать требующиеся нормативы в области интернет-коммуникаций. Научно-исследовательское изучение проводится в соответствии с принципами психологических наук. Базовой детерминантой в работе является процесс коммуникации между пользователями в среде интернет-технологий. В свою очередь конкретным методом исследования содержательных данных цифровизации современного образования является общенаучный анализ исследования по проблеме психологических аспектов в условиях реализации цифровой образовательной среды. Проведенный теоретический анализ демонстрирует выявление амбивалентного эффекта для пользователей цифровой среды. Примечательным является трансформация пространственно-временных особенностей онлайн коммуникации, искажение реальности и формирование предпочитаемого образа жизни за счет нигилизма существующих общественных ценностей и предпочтение в выборе авторитетов их круга публичных личностей. Результаты исследования сигнализируют о необходимости формирования психологической поддержки с целью минимизировать отрицательное влияние виртуального мира на неокрепшую личность подростков. Подростковая лабильность приводит к формированию негативных характеристик, сказывающихся на процессе коммуникации. взаимодействие может становится обезличенным, лишенным смысловых контекстов. Следует придерживаться норм нетикета и осознавать релевантность изучаемой информации. Предполагается создание благоприятной атмосферы внутри цифрового образовательного пространства и своевременное оказание психологической поддержки в случае получения негативного опыта.