Архив статей журнала
Автор подробно рассматривает такие аспекты темы, как проблема патриотического воспитания в России в период с 1990-е по 2000-е гг., когда отсутствовала единая государственная политика в области патриотического воспитания детей и молодёжи, и последствия его отсутствия. При этом внимательно исследуется вопрос о возможной взаимосвязи между указанным пробелом в государственной политике и протестных настроений и мероприятий в российском обществе, которые активно себя проявили в ходе серии митингов на Болотной площади в Москве в 2011 г. и в последующие годы. Также автор уделил особое внимание современному состоянию государственной патриотической политики и её взаимосвязи с внутренним укреплением российского общества в настоящий момент. В основу исследования легли статистические данные, которые были выявлены в рамках социологических исследований, о демографических показателях лиц, участвовавших в протестных движениях, а также относящих себя к патриотам, а также сравнительный анализ данных. Новизной проведённого исследования является выведение закономерности между отсутствием единой государственной политики в области патриотизма в период между 1990-ми и 2000-ми гг. и ряда событий в виде серии митингов, начиная с Болотной площади, заканчивая митингами, направленными против проведения специальной военной операции. Так же в качестве вывода автор отметил, что для устойчивого развития государства необходимо проведение патриотической политики, которая консолидирует общество и делает его более устойчивым от внешних и внутренних деструктивных идей и движений. Современная политика патриотического воспитания явно даёт свои положительные результаты, она обусловлена закономерностями развития общества. Эти результаты наглядны прослеживаются в увеличении количества лиц, которые причисляют себя к патриотам страны, а также увеличении числа волонтёров, которые готовы оказать реальную поддержку и помощь без какого-либо вознаграждения. Тем не менее актуальным видится придание системности этой работе на всех уровнях власти.
Кыргызская Республика занимает стратегически важное географическое положение на стыке межрегиональных интеграционных платформ. В связи с этим гуманитарное пространство в Республике наполнено актами “мягкой силы”, нацеленными на содействие политико-экономическим проектам зарубежных стран. В условиях ограничения деятельности НКО особое значение приобретают межгосударственные образовательные организации, интегрированные в национальную образовательную систему и способные оказывать влияние изнутри. В исследовании обоснована стратегическая важность Кыргызско-Российского Славянского университета в политико-экономическом и гуманитарном контексте, рассмотрена национальная образовательная система Кыргызстана на уровне высшего образования и подготовки кадров высшей квалификации, а также основной проект России в данной системе, его модель функционирования, актуальные направления развития и целевые ориентиры. Объектом предлагаемой статьи является национальная система высшего образования Кыргызской Республики. Предметом - деятельность Кыргызско-Российского Славянского университета в Кыргызстане с 2023 г. Цель исследования - выявить институциональное значение КРСУ в системе высшего образования Кыргызстана. Методологическую основу исследования составляют: системный метод, исторический метод, институциональный подход, контент-анализ, метод включенного наблюдения. Новизна исследования заключается в рассмотрении межгосударственной образовательной организации как элемента национальной системы высшего образования в рамках современных процессов ее трансформации, в том числе обусловленной влиянием внешних акторов в контексте геополитического значения Кыргызстана. Дана характеристика национальной образовательной системы Кыргызстана как системы этноса-носителя государственного языка с диаспоральными чертами, преобладающей научной ориентацией обучения и светским характером воспитания. На основании проведенного анализа институциональных оснований национальной системы высшего образования Кыргызстана и стратегических документов выявлены сдерживающие факторы и особенности целевой модели развития. Проведен анализ нормативно-правовой основы функционирования Кыргызско-Российского Славянского университета на территории Кыргызстана. На основе историко-политического рассмотрения выявлены целевые ориентиры и ключевые направления деятельности университета. Согласно сделанному выводу значение университета в национальной системе высшего образования заключается в представлении его российской стороной в качестве типовой модели развития кыргызских вузов с целью ориентирования на формирование единого образовательного пространства по российскому образцу.